Достижение целей стратегического планирования в Мурманской области осуществляется в рамках государственных программ, объединяющих регулятивные инструменты и бюджетные ассигнования областного бюджета для достижения целей и результатов государственной политики в соответствующих сферах деятельности.
Реализация государственных программ осуществляется в условиях, когда имеются ресурсные ограничения в рамках среднесрочного прогноза социально-экономического развития и трехлетнего бюджета. Переход к формированию программного бюджета предъявляет дополнительные требования к устойчивости бюджетной системы Мурманской области в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств. Государственные программы являются ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование, и основой для принятия решений о распределении принимаемых и частичной корректировке действующих бюджетных обязательств с учетом достигнутых и ожидаемых результатов в профильных сферах деятельности.
Одной из мер, направленных на развитие нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений, станет реализация мероприятий комплексной программы Мурманской области "Повышение эффективности управления государственными финансами Мурманской области на период до 2020 года", определяющей общие принципы и механизмы реализации установленных в настоящих Основных направлениях целей и задач через достижение результатов конкретных мероприятий государственных программ.
Приоритетным направлением бюджетной политики на 2015 - 2017 годы остается реализация Указов Президента РФ, направленных на решение неотложных задач экономического и социального развития региона, в том числе на повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечение детей местами в дошкольных образовательных учреждениях.
Финансовое обеспечение задач, предусмотренных в Указах Президента РФ, предусматривает использование внутренних ресурсов отраслей, полученных в результате реализации мер по оптимизации расходов и внебюджетных источников, использование механизмов повышения результативности бюджетных расходов и повышение уровня обеспеченности регионального бюджета собственными доходами, в том числе за счет повышения эффективности использования государственного имущества.
Одновременно с повышением оплаты труда необходимы меры, направленные на повышение производительности труда в бюджетном секторе, проведение структурных реформ, оптимизацию сети государственных учреждений. В 2017 году следует завершить работу по переходу на "эффективный контракт" с работниками государственных учреждений, включающий показатели и критерии оценки эффективности деятельности работника для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг.
Основными условиями, применяемыми для составления проекта бюджета на 2015 - 2017 годы в части расходов, являются:
- ограничение увеличения численности работников органов государственной власти Мурманской области, за исключением случаев увеличения численности работников, связанных с перераспределением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, Мурманской области и муниципальными образованиями;
- индексация денежного содержания работников органов государственной власти Мурманской области и государственных областных учреждений не выше темпов, предусмотренных для соответствующих работников на федеральном уровне;
- сокращение "базовых" объемов отдельных видов расходов областного бюджета на 10 процентов (за исключением нормативно обусловленных и приравненных к ним расходов), в том числе расходов на содержание органов государственной власти и государственных казенных учреждений, включая расходы на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд и расходов на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям;
- установление и исполнение расходных обязательств в пределах полномочий, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти Мурманской области, и с учетом требований статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- адаптация плановых объемов расходов областного бюджета на поэтапное повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, предусмотренных Указами Президента РФ, к прогнозным значениям уровня средней заработной платы по региону с учетом фактически сложившегося размера средней заработной платы по региону в отчетном периоде;
- обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего вспомогательного и административно-хозяйственного персонала в государственных учреждениях культуры;
- уточнение объема принятых обязательств с учетом прекращающихся расходных обязательств ограниченного срока действия и изменения контингента получателей;
- сохранение размера социальных выплат населению на уровне не ниже предыдущего года с подготовкой соответствующих изменений в законодательство Мурманской области;
- реализация мер социальной поддержки населения региона и их установление исходя из критериев адресности, нуждаемости и уточненной численности получателей, исключение финансирования дополнительных мер социальной поддержки федеральных и региональных льготников.
Исходя из обозначенных условий бюджетная политика Мурманской области на 2015 - 2017 годы в части расходов в основном направлена на сохранение преемственности определенных ранее приоритетов и их достижение и базируется на принципе обеспечения сбалансированности областного бюджета с учетом текущей экономической ситуации и прогнозируемого уровня инфляции на 2015 - 2017 годы.
Объем и структура расходов областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов будут формироваться с учетом условий и подходов, изложенных в настоящем разделе:
- на 2015 - 2016 годы на основе уточнения с учетом прогнозов социально-экономического развития региона, а также мероприятий "длящегося" характера, решение о выделении бюджетных ассигнований на которые закреплено Законом Мурманской области "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (без условно утверждаемых расходов) (далее - Закон о бюджете), базовых объемов бюджетных ассигнований, утвержденных Законом о бюджете;
- на 2017 год на основе расходов областного бюджета на реализацию государственных программ на период до 2020 года в части непрограммной деятельности путем уточнения базового объема бюджетных ассигнований, определенных исходя из необходимости финансового обеспечения "длящихся" расходных обязательств, утвержденных Законом о бюджете.
Формирование параметров бюджета будет осуществляться исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов при условии неснижения качества предоставляемых услуг, в том числе с помощью реализации комплекса мер по повышению эффективности управления общественными финансами.
При этом необходимо обеспечение достаточной гибкости предельных объемов и структуры бюджетных расходов, в том числе наличия нераспределенных ресурсов на будущие периоды и критериев для их перераспределения в соответствии с уточнением приоритетных задач либо сокращения (оптимизации) при неблагоприятной динамике бюджетных доходов.
Достижение измеримых, общественно значимых результатов, выявление и эффективное использование внутренних резервов, проведение социально-экономических реформ могут быть реализованы только при сохранении долгосрочной сбалансированности и устойчивости регионального бюджета. В связи с этим бюджетная политика Мурманской области направлена на решение следующих задач:
1. Продолжение работы по оптимизации бюджетных расходов, создающей резерв повышения эффективности использования бюджетных средств, в том числе путем:
- усиления предварительного, текущего и последующего контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств;
- принятия реальных мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, заключения энергосервисных контрактов и перехода на новые источники топлива.
Высвобождаемые в результате реализации мер по оптимизации расходов областного бюджета ресурсы в первоочередном порядке будут направляться на финансовое обеспечение задач, сформулированных в Указах Президента РФ.
2. Финансовое обеспечение, обусловленное разграничением полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации и передачей на уровень субъектов Российской Федерации с 2015 года отдельных полномочий - мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.