Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 25.12.2015)

4. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Республики Хакасия


Обеспечение сбалансированности бюджетной системы Республики Хакасия названо в числе основных задач бюджетной политики с целью безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в первую очередь перед гражданами. Безусловное соблюдение законодательно установленных ограничений для утверждения бюджетов с дефицитом является одним из ключевых принципов ответственного управления государственными финансами. Несоблюдение таких ограничений снижает устойчивость бюджетной системы, доверие к проводимой бюджетной политике.

Вынужденный в условиях неопределенности бюджетных возможностей пересмотр заявленных целей государственной политики, нормативных правовых актов, в том числе устанавливающих социальные обязательства, введение секвестра бюджетных ассигнований вплоть до отказа от исполнения действующих расходных обязательств, отмены или переноса сроков реализации запланированных мероприятий (в том числе принятых программ), невыполнения (пересмотра) государственных контрактов приводит к снижению доверия граждан и бизнеса к государству не только как к субъекту политики, но и как к ответственному и надежному партнеру в гражданско-правовых отношениях.

Кроме того, в таких условиях существенно усложняется планирование деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, снижается их ответственность за определение и достижение целей и индикаторов результативности своей деятельности, возникают стимулы к постоянному "раздуванию" расходов, не имеющих четких критериев оценки их необходимости и достаточности для решения задач государственной политики в соответствующих сферах.

Таким образом, для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований, в том числе в сфере бюджетной политики, необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:

консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;

формирование бюджетов с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы Российской Федерации, основанных на реалистичных оценках;

стабильность и предсказуемость региональной налоговой политики;

полнота учета налоговых льгот, устанавливаемых на уровне регионального законодательства;

недопустимость увязки в ходе исполнения бюджетов объемов расходов бюджетов с определенными доходными источниками;

полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей государственной (муниципальной) политики (включая в том числе бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество);

планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;

принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их действия;

принятие новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации;

соблюдение установленных бюджетным законодательством ограничений (размер дефицита бюджета, предельный объем государственного долга) при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости);

создание и поддержание необходимых финансовых резервов.

Для дальнейшего внедрения указанных выше принципов на республиканском уровне планируется реализовать следующие основные меры:

использование для целей бюджетного планирования консервативного макроэкономического прогноза;

сокращение наименее эффективных видов финансовой помощи, повышение концентрации межбюджетных трансфертов на важнейших приоритетных направлениях;

уточнение формы и порядка ведения реестра расходных обязательств с его взаимной увязкой с реестром государственных контрактов и введением правил корректировки (пересчета) объемов действующих расходных обязательств, учет в реестре расходных обязательств особенностей различных расходных обязательств, характер их образования, принятия и "жизненного" цикла вплоть до исполнения;

переход к индексации социальных выплат с учетом уровня инфляции в отчетном (текущем) году;

обеспечение формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы, включающей планируемые и достигаемые результаты осуществления инвестиционных расходов с учетом отражения информации, содержащейся в этой Программе, в реестре расходных обязательств;

установление Правительством Республики Хакасия среднесрочных (на срок до 6 лет) индикативных пределов (показателей) расходов по направлениям государственной политики (государственным программам), создающих условия для повышения гибкости в использовании бюджетных ассигнований для достижения заявленных целей и при необходимости реструктуризации расходов по инициативе соответствующих исполнительных органов государственной власти республики;

формализация порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств с усилением ответственности государственных органов исполнительной власти республики за достоверность оценки их объемов и сроков исполнения;

оптимизация числа налоговых льгот и отражение в случае применения налоговых льгот в рамках государственной программы целей их предоставления в соответствующих государственных программах с регулярной оценкой их влияния на достижение заявленных программами целей;

совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения республиканского бюджета с установлением ответственности главных распорядителей (распорядителей) средств республиканского бюджета Республики Хакасия за качество и соблюдение показателей кассового плана;

создание системы контроля долговой нагрузки на республиканский бюджет, формализация процедуры принятия решений о привлечении заимствований в соответствии с ограничениями бюджетного законодательства (предельный объем государственного долга).

Аналогичные принципы и меры должны быть реализованы и в муниципальных образованиях Республики Хакасия.

При этом реализация вышеперечисленных принципов и мер на республиканском уровне возможна лишь при создании на федеральном уровне необходимых предпосылок для обеспечения стабильности бюджетов субъектов Российской Федерации, прежде всего путем стабилизации доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также создания устойчивых стимулов для соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления по ее наращиванию.