Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 25.12.2015)

12. Совершенствование системы государственных закупок в Республике Хакасия


Первоочередными задачами совершенствования системы государственных закупок в Республике Хакасия являются обеспечение регламентации и структурирования всех стадий процесса государственных (муниципальных) закупок: планирования закупок, размещения заказов и исполнения контрактов, а также обеспечение интеграции информационных ресурсов, связанных с размещением заказов и исполнением контрактов.

Основным шагом, направленным на повышение эффективности бюджетных расходов и противодействие коррупции в системе размещения заказов Республики Хакасия, стало создание в 2009 году исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, уполномоченного на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Хакасия, - Государственного комитета по размещению государственных заказов Республики Хакасия (далее - Госкомитет).

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.05.2009 N 146 "Об утверждении Положения о Государственном комитете по размещению государственных заказов Республики Хакасия" утвержден Порядок взаимодействия государственных заказчиков и Госкомитета при размещении государственных заказов, который вступил в силу с 15 июля 2009 года. Таким образом, в Республике Хакасия закупки для государственных нужд стали осуществляться централизованно.

Нормативная база в данном направлении постоянно совершенствуется. Так, в 2010 году утверждены приказы Госкомитета:

- об утверждении типовой документации об открытом аукционе на право заключения государственных контрактов на поставку продуктов питания и типового контракта на поставку продуктов питания;

- о Порядке организации централизованных закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения для медицинских учреждений Республики Хакасия, работающих в системе обязательного медицинского страхования.

Создание уполномоченного органа позволило, с одной стороны, разграничить функции по составлению технического задания, определение подрядчика, заключения государственного контракта и приемки результатов работ, с другой стороны, централизовать государственный заказ в одном уполномоченном органе, что повысило уровень методического и правового обеспечения размещения заказов.

В целях экономии бюджетных средств, выстраивания прозрачной, эффективной и своевременной системы госзакупок в регионе, а также борьбы со сговором участников размещения заказов, развития конкуренции среди поставщиков, недопущения недобросовестной конкуренции осуществлен переход на размещение государственных заказов способом открытого аукциона в электронной форме. Так, по итогам 2009 года объем размещенных заказов способом открытого аукциона в электронной форме составил 159,0 млн. рублей. Это позволило сэкономить 33,5 млн. рублей бюджетных средств (21,1%).

Поскольку законодательство в сфере размещения заказов претерпело изменения, в 2010 году размещение заказов способом проведения аукционов в электронной форме Госкомитетом осуществлялось только в первом полугодии и в 4 квартале. Но даже столь ограниченный срок позволил сэкономить бюджетные средства на сумму 37,7 млн. рублей, или 12,97%.

Процедура централизованных торгов в республике полностью оправдана, поскольку она позволяет разместить заказ единовременно для нужд нескольких заказчиков, способствует повышению уровня конкуренции среди поставщиков, ведет к эффективному расходованию бюджетных средств, а также к уменьшению количества закупочных процедур.

В целях последующей централизации закупок в Республике Хакасия планируется дальнейшее взаимодействие с муниципальными образованиями Республики Хакасия по проведению закупочных процедур путем проведения совместных торгов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг, социально значимых для муниципальных заказчиков.

В рамках прогноза социально-экономического развития планируется выработать прогноз государственных (муниципальных) закупок, необходимых для реализации государственных (муниципальных) функций и задач.

Одним из инструментов, объединяющим элементы контрактной системы, определен официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.

Одной из мер по исключению действий коррупционной направленности при проведении конкурсов (аукционов) на закупку товаров, работ и услуг, являющихся социально значимыми для республики, для государственных и муниципальных нужд предлагается продолжить практику централизации таких заказов, возложив обязанность по подготовке технического задания к заявкам на размещение государственных заказов на главных распорядителей бюджетных средств Республики Хакасия.

В целях развития конкуренции и практики взаимодействия товаропроизводителей и государственных (муниципальных) заказчиков Республики Хакасия предполагается принять меры, направленные на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к государственным заказам. Это повлечет наиболее рациональное расходование бюджетных средств, стимулирование развития производства на территории Республики Хакасия, укрепление имиджа товаропроизводителей, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства.

В целом развитие контрактных отношений с участием публично-правовых образований должно быть направлено на создание прозрачной справедливой среды для всех сторон контракта, обеспечивающей сбалансированность интересов. Такая система позволит повысить качество и снизить издержки при реализации государственных услуг, исполнении функций и задач публично-правовых образований и бюджетных учреждений.