7. JaDap-Дьанар - разновидность жанра алтайской народной песни
Характеристика объекта нематериального культурного наследия. JaDap-Дьанар - разновидность жанра алтайской народной песни, вид вокальной музыкальной устной традиции, одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества, исполняемая сольно либо коллективно. Существует в синкретическом единстве с трудом, обрядом, игрой, танцем, инструментальной музыкой, словесным и изобразительным фольклором. Бытует в смешанных формах: аутентичная, сценическая, восстановленная. Состоит из 4, 8 строк. Особенностью дьанар является исполнение разных текстов на музыкальную формулу в весьма широких пределах (облаченная в куплетовую форму, часто используемая в обрядовых целях). Обычно в певческом коллективе присутствует зачинатель песни, остальные подхватывают ее. В разных районах есть свои вариации, так, каждая строка может повторяться дважды или не повторяться.
Дьанар восходит к древним обрядовым песням, посвященным воспеванию различных божеств, что свидетельствует о ее древних корнях. Исходя из величавости напева, некоторые исследователи считают ее песней воинов. И поэтому во время распространения на Алтае вероучения бурханизма в начале XX века, его песенным воплощением стала именно песня дьанар.
Считается необходимым исполнение дьанар во время обрядовых молений, посвященных в летне-осеннее время освящению Алтая, во время народных праздников Республики Алтай - Чага-Байрам (Чагаа-Байрам) - Новый год (по лунно-солнечному календарю), Дьылгайак (Jылгайак) - древний традиционный праздник алтайского народа, символизирующий приход весны (по лунно-солнечному календарю) (во время весеннего равноденствия); важно исполнение дьанар во время свадебного обряда, неисполнение дьанар во время всех обрядовых процедурах свадьбы считается плохим знаком, так как они исполняются не только для участников обряда, но и услаждают слух духов. Дьанар может исполняться и во внеобрядовой ситуации.
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 20.01.2022 N 7)
Дьанар исполняется группой, а также песенными диалогами между группами в свободной импровизации. В группе всегда имеется зачинатель дьанара, потом остальные друг за другом подхватывают. Наиболее ценились исполнители, которые могли исполнять разновидность дьанара - когус jaDap (дословно.: "дьанар из души"). При исполнении дьанар предпочитается глубокий грудной голос.
До сегодняшнего времени в памяти народа сохранились имена дореволюционных алтайских певцов: Калан, Колондьы, Созын, Астам, бродячий певец Чолтуков Муклай и др. Они являлись желанными участниками народных гуляний, свадеб и других торжеств.
Исключительная ценность и уникальность традиции исполнения дьанара заключается в том, что она в себе сочетает черты древней алтайской обрядовой и внеобрядовой песни. Народное песенное искусство передавалось из поколения в поколение, сохраняя в себе древнейшие представления о восхвалении божеств и духов природы. И в то же время она вбирает в себя исторические этапы своего развития, о чем свидетельствуют восприятие дьанара как песни воинов, что проявилось в новую эпоху - во время Великой Отечественной войны.
Ареал распространения объекта нематериального культурного наследия. jaDap - Дьанар - разновидность жанра алтайской народной песни, в старину коллективно исполнялась в сезонных календарных и семейных обрядах, составляя важную часть обрядовой жизни народа. Он активно бытует в Кош-Агачском, Онгудайском, Усть-Коксинском, Усть-Канском, Шебалинском районах, в Улаганском районе предпочиталось традиционное сольное исполнение.
В современной жизни дьанар также периодически исполняется во время проведения календарных и семейных обрядов, а также во время концертных выступлений фольклорных коллективов и во время региональных и местных фестивалей, народных праздников.
Современное состояние объекта нематериального культурного наследия. Современное состояние jaDap - Дьанар - разновидность жанра алтайской народной песни можно считать удовлетворительным, возврат к традиционным корням народной культуры способствовал восстановлению традиционной формы исполнения дьанара. Функции дьанара как воспевания божеств, актуализировавшиеся во время бурханистских реформ, возродились сегодня. Реконструкция ритуальных молений почти во всех районах республики призвала к жизни и исполнение дьанар в рамках проводимого обряда. Национальная алтайская свадьба во многом сохранила свои основы, в том числе, распевание дьанар сопровождает обрядовые элементы, что способствует сохранению дьанар. Проводятся конкурсы по исполнению дьанара в различных празднествах, на празднике Эл Ойын, способствуя его сохранению и развитию. Многие творческие коллективы, которые создаются в районах и городском центре столицы республики, своей основной целью ставят сохранение традиционных корней дьанара. То есть, в дьанаре скрыт потенциал постоянного обновления.