16. Jалама / Кыйра - Обрядовые священные ленточки
Характеристика объекта нематериального культурного наследия. Jалама / Кыйра - Обрядовые священные ленточки - обрядовые артефакты, используемые для ритуального подношения божеству Алтая - Алтай-Кудай, духам-хозяевам местности. Дьалама / кыйра - это тканевая лента белого, желтого, светло-синего, светло-зеленого цветов, шириной 3 - 4 см длиной 70 - 90 см. Обычно применяются хлопчатобумажные (ситцевые, бязевые) ткани. Ленты готовятся заранее из новой ткани, окуриваются дымом можжевельника, таким образом освящаются, затем привязываются к деревьям, кустарникам, которые не являются вечнозелеными (береза, лиственница и др). В Кош-Агачском районе, где мало деревьев, ленты могут привязываться к тальнику, тополю или на деревянные шесты, воткнутые в ритуальные камни - обоо таш (собранные в кучу камни). Священные ленточки привязываются не только при совершении обряда "Восхваление Алтая" ("Алтай кодургени"), "Восхваление местности" ("Jep такыганы"); они привязываются на перевалах, на особо почитаемых местах, в том числе на целебных источниках любым человеком, приехавшим на это место с какой-либо обрядовой целью. Следует отметить, что получает распространение способ привязывания, называемое "казык буулат" - когда привязываются две ленточки, концы которых в виде заячьих ушей смотрят вверх, другие половины свисают вниз. Это делается для того, чтобы воздать дань Верхнему божеству и духам среднего мира. В некоторых местах сохранился способ привязывания сразу трех ленточек - всем сферам мира. Есть предания, что в старину вывешивали еще ленточки красного цвета.
Другое название дьалама - кыйра имеет более позднее происхождение и получило распространение во время обрядово-религиозных нововведений бурханизма. Поэтому это название в основном распространено в Усть-Канском, Усть-Коксинском, Шебалинском, Онгудайском районах.
При повязывании освященных лент мужчина должен снять головной убор. Выполняющий это действие должен выразить свои желания, адресуя их как просьбу хозяину горы о счастливой дороге, благополучии, здоровье. В данной церемонии значимым представляется местонахождение дерева и его порода: дерево не должно находиться на крутой местности и не должно быть колючим. Нельзя завязывать дьалама / кыйра после захода солнца и на убывающей луне, запрещается делать их из шелка. В случае отсутствия белой материи можно повязать две волосинки с гривы коня.
Повязывание священных лент сопровождается произношением молитвенных благопожеланий, чтобы "усладить слух" божеств, духов. При помощи словесного молитвенного самовыражения человек во время проводимого обряда мог умолить божества, духов-покровителей прислушаться к его просьбе и получить для себя "охранную", "оберегающую" силу для преодоления жизненных трудностей.
Священной местности могли принести жертву в виде ыйык мал "священного животного" (овцы белого цвета или лошади светлой масти). Для этого к спине этих животных привязывают Jалама / кыйра и отпускают обратно в стадо, их не закалывают, после их смерти хозяевам гор посвящают других животных.
Ареал распространения объекта нематериального культурного наследия. Jалама / Кыйра - Обрядовые священные ленточки, как обрядовые артефакты, широко распространены по всему Алтаю.
Современное состояние объекта нематериального культурного наследия. Jалама / Кыйра - Обрядовые священные ленточки, активно используются алтайцами и обозначает актуальность обрядовых взаимоотношений человека и природы. Новые дьалама привязываются рядом со старыми или выбираются новые деревья для использования данного обрядового атрибута.
Данный древний обрядовый объект имеет свою огромную духовную ценность. Но в последнее десятилетие отмечено несколькими фактами вандализма, осквернения, когда ленты дьалама срываются, вместо них вешаются разные тряпки не ритуального назначения и т.д.