2. Кай чорчок - алтайские героические сказания
Характеристика объекта нематериального культурного наследия. Кай чорчок - алтайские героические сказания, крупные монументальные по объему произведения, древнейшие памятники устного народного творчества в яркой художественной форме, отражающие историю и мировоззрение народа. Этому жанру народно-поэтического творчества принадлежит величайшая роль в сохранении, передаче исторической, духовной памяти народа. Возникновению героического эпоса у древних племен Алтая, как и у других народов, предшествовали мифы и легенды о космогонических героях-великанах и сказки о чудесных персонажах из мира животных и людей. По исследованиям известного алтайского исследователя, доктора филологических наук С.С.Суразакова, алтайские героические сказания с самого начала выдвинули новый тип героя - богатыря - охотника (мергена) и богатыря-воина (баатыра), обязательно ездящего на коне. Приучение коня и развитие коневодства явились поворотным пунктом в исторической жизни древнего тюрко-монгольского населения Центральной Азии и Сибири. Из героических сказаний наиболее архаичным является "охотничий" эпос. В нем сложились сюжеты о встречах и борьбе героев с "хозяевами" земель и вод, изображаемых в образе животных, зверей и птиц. К "охотничьему" эпосу генетически восходят такие сюжеты и мотивы, как: постоянные выезды богатырей на охоту, рождение сына во время пребывания отца на охоте, нападение в отсутствие героя чудовища врага - чужеродца на стойбище, увод врагом жены или сестры героя и т.д. Богатырь-охотник наделялся чертами мага и оборотня, сверхъестественными признаками или атрибутами. В дальнейшем развитии эпического творчества черты богатыря-охотника слились с чертами заменившего его богатыря-воина. В сказаниях о богатырях-воинах обязательно присутствует обряд инициации - посвящение юноши в воина. Герой получает боевого коня, одежду и вооружение. Эпос уже дает более подробную разработку образа-богатыря: его портрета, типических мест в его поступках и действиях, диалогов и т.д. Значительно расширяется круг подвигов богатыря-воина: борьба героев с чудовищами, борьба богатырей с подземным миром, борьба героев с чудовищами, героическое сватовство, борьба героев за сохранение и укрепление семьи и рода, борьба с набегами, которые совершались с целью угона скота и добычи рабов.
В алтайских героических сказаниях нашли опосредованное отражение и более поздние исторические этапы. Борьба против покорения и подчинения родов и племен, наложения дани, а также за освобождение и возвращение на родину плененного народа являлась не только борьбой за независимость и самостоятельность родоплеменных групп и объединений, но имела и социальный характер, что порождало воинскую героику. В основе этих произведений лежат обычные житейские конфликты, а в образах героев определяются нормы общественного и семейного поведения людей.
Алтайский героический эпос в течение своего длительного развития, вплоть до XX века, пополнялся новыми произведениями. В нем происходила весьма сложная эволюция, касающаяся тем, идей и образов, сюжетов и композиции. Общей закономерностью развития эпического творчества является движение от фантастики и мифологии к изображению исторических процессов, реальной жизни, к историческому осмыслению богатырских деяний.
Протяженность исполнения героического сказания каем - горловым пением зависело от объема исполняемого текста (текст одного сказания может состоять из 7 тысяч и более стихотворных строк). Обычно огромные полотна текстов будущие сказители запоминали в детском возрасте от 6 до 9 лет. Исполнение кай чорчок могло происходить в течение нескольких дней в вечерне-ночное время с перерывами днем, так как обязательным условием являлось закончить сказание в полном объеме без сокращений, что имело и сакральное значение.
Записи героического эпоса алтайского народа начались еще с середины прошлого столетия, но наиболее интенсивно проводились в 30 - 60-е годы XX века. В настоящее время, по подсчетам исследователей - эпосоведов, имеется 212 записей героико-эпических произведений алтайцев, общим объемом более 500 тысяч стихотворных строк. Из них опубликовано 104, хранятся в рукописях 108, переведены на русский и немецкий языки 62 сказания. С 1958 г. началась публикация серии "Алтай баатырлар", в настоящее время издано 15 томов, в этой серии сделана попытка представить весь репертуар алтайских героических сказаний.
Ареал распространения объекта нематериального культурного наследия. Кай чорчок - алтайские героические сказания.
На территории современной Республики Алтай на сегодняшний день почти повсеместно выявлены места распространения образцов алтайских героических сказаний.
Современное состояние объекта нематериального культурного наследия. Кай чорчок - алтайские героические сказания. В настоящее время традиционное исполнение текстов героических сказаний угасает, нет ярких сказителей, исполняющих тексты сказаний. Но создание условий для исполнения текстов на Международном Курултае сказителей способствует возрождению не только алтайского горлового пения, но и в целом попытки реконструкции исполнения текстов жанра алтайских героических сказаний. В результате многолетнего функционирования Международного Курултая сказителей выросла целая плеяда молодых исполнителей, которые хорошо владеют всеми видами кая, то есть, задача овладения искусством горлового пения стала выполняться. В настоящее время многие из них выступают не только в республике, но и за рубежом. Но исполнители горлового пения в большей части сказания исполняют частично, отрывками, а иногда и исполняют разные стили горлового пения, без словесного сопровождения, используют элементы кая в рок - музыке, вводят элементы кая в свои концертные программы. Поэтому требуется ведение огромной работы по восстановлению эпической традиции, состоящему из синтеза: горловое пение - поэтический текст - музыкальное сопровождение - эпическая среда.