Недействующий

Об утверждении государственного реестра объектов нематериального культурного наследия Республики Алтай (с изменениями на 20 января 2022 года)


22. Черчек (чорчок) - сказка


Характеристика объекта нематериального культурного наследия. Черчек (чорчок) - сказка, вымысел, вид повествовательного, прозаического фольклора, опирающегося на вымысел. Один из своеобразных и самобытных жанров фольклорного наследия алтайского народа.


Исполнители называют сказку распространенным термином чорчок. В северных районах Республики Алтай встречаются диалектные вариации этого термина: чорчок, чорчоо, шьоршьок, жьоржьок.


В репертуаре сказочников Алтая имеется большое количество сказок. Сказки записаны у знаменитых сказочников Алтая: Н.У.Улагашева, Ш.Ш.Шунекова, И.П.Сабашкина, А.Г.Калкина, А.Б.Чунижекова, А.К.Туймешева, Т.А.Чачиякова, Н.К.Ялатова, К.Т.Кокпоевой, Н.П.Черноевой. Они исполняли как сказки, так и героические сказания в прозе.


Сказка бытует в единой этнофольклорной культурной традиции. Имея собственную жанровую нишу, она несет в себе отражение многогранных проявлений древнейших обрядов.


Сюжеты сказок формируются из национального фольклорного фонда. Выделяют основные жанровые классификации сказок: о животных, волшебные и бытовые.


Сказки о животных делятся: на комические - о проделках животных, поучительные - где сказка учит и наставляет.


В алтайском фольклоре сюжеты волшебных сказок во многом перекликаются с сюжетами героических сказаний, например, герой сказки отправляется в подземный или верхний мир за невестой или чудесными предметами, где он получает чудесный предмет, встречается с невестой, выполняет трудные задачи и возвращается в свой средний мир.


В бытовых сказках простые, но хитрые и смекалистые люди побеждают более сильных противников. Бытовые сказки иногда называют новеллистическими.


Эти жанровые классификации сказок носят условный характер.


История изучения сказок начинается с середины XIX века. В книге В.В.Радлова "Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Джунгарской степи" опубликовано восемь прозаических сказок.


Большой вклад в изучение алтайского фольклора внес миссионер В.И.Вербицкий, опубликовавший множество преданий, сказаний, сказок, пословиц в книге "Алтайские инородцы".


Сбор фольклорного материала с последующей публикацией предпринял во второй половине XIX века Г.Н.Потанин. В его книгу "Очерки Северо-Западной Монголии" вошли отдельным разделом "Сказки и легенды алтайцев".


В 1915 году вышел в свет труд Н.Я.Никифорова "Аносский сборник" в который вошли сказки, легенды, предания, сказания.


В 20 - 30-х годах XX века продолжается сбор и изучение алтайских сказок. В 1926 году в г. Москва вышли сборники "Такпактар", "Ак-Олдош".