13. Аржан сууны jaПдаганы - Обряд поклонения духам священных источников
Характеристика объекта нематериального культурного наследия. Аржан сууны jaПдаганы - Обряд поклонения духам священных источников - обрядово-ритуальные действа, связанные с почитанием духов священных целебных источников. Целебные источники Алтая - аржан суу имеют статус священных источников, к которым представители коренного населения ездят в целях обрядово-ритуального оздоровления, так как алтайцы считают, что оздоровлению помогают не только минеральное качество воды, но и духи целебных источников. По приезде на аржан, на восходе солнца совершается саП салары - обряд угощения хозяек источника. Представители коренного населения совершают обряд поклонения духам целебного источника, схожий с поклонением духам перевалов, обрядом освящения Алтая: привязывают священные ленточки, проводят обряд почитания духа огня и окропление духов аржана, близлежащих гор при помощи молока, чая, можжевельника, молочных продуктов, а также из сыра (быштак) вырезались фигурки (шатра) животных, людей, предметы утвари, которые предназначались ритуально духу аржана. Устанавливали из камней жертвенник - тагыл или сан, если он уже был, то пользовались прежним, на него выставлялись вырезанные фигуры животных как дар духу аржана.
Обычно на аржанах проводят нечетное количество дней: три, пять, семь. Чтобы полностью исцелиться на аржаны нельзя простывать, употреблять алкоголь.
По поверьям алтайцев, хозяевами многих целебных источников являются молодые девушки, поэтому в дар хозяйкам источников приносят бусинки, монеты, пуговицы. По отношению к аржану у алтайцев существует целый кодекс правил и запретов: нельзя ходить к самому истоку родника, перешагивать, оставлять мусор, громко разговаривать. На аржан ездят в первую половину новолуния.
Целебную воду посетившие аржан привозят с собой, чтобы не только продолжить ее пить, но и угостить родственников и соседей, хотя в этом случае также действует запрет: не привозить воду в больших емкостях. Привозят с собой и спрессованные кирпичики зеленого чая, которые во время пребывания на аржане предварительно погружались в целебный источник, чтобы дома пить чай самим и угощать родственников, друзей, соседей, что считается дорогим подарком.
Ареал распространения объекта нематериального культурного наследия. Аржан сууны jaПдаганы - Обряд поклонения духам священных источников. В каждой из местности есть аржаны местного значения, а также республиканского значения.
Обрядовые места поклонения находятся у истоков аржанов, где установлен обо таш и кустарники, к которым привязываются священные ленточки. Таким образом, место проведения обряда почитания целебного источника считается священным.
Современное состояние объекта нематериального культурного наследия. Аржан сууны jaПдаганы - Обряд поклонения духам священных источников. Но из-за постоянного потока туристов в летне-осенние периоды наблюдаются нарушения обрядовой ситуации по отношению к целебному источнику: туристы умываются в самой воде, вместо священных лент привязывают разные тряпки - обрывки платков, шнурки и т.д., что оскверняет обрядово-религиозные чувства местного населения.
Источники посещают за летний сезон не только жители республики в обрядово-лечебных целях, но и приезжие люди из других городов, поэтому наблюдаются нарушения обрядовой ситуации по отношению к целебному источнику: часто шумят, ходят в полураздетом виде, мусорят и т.д. В связи с этим требуется большая просветительская традиция.