Недействующий

Об утверждении государственного реестра объектов нематериального культурного наследия Республики Алтай (с изменениями на 20 января 2022 года)


19. Тагыл - Жертвенник


Характеристика объекта нематериального культурного наследия. Тагыл - Жертвенник, обрядовый артефакт, сооружаемый из плоских камней, при проведении календарных обрядов и народных праздников и поклонении духам священных источников, мест. Тагыл в виде квадратной формы сооружается из плоских камней высотой 1,5 м, в диаметре 70 - 70 см.; где растет лес, между двумя деревьями (лиственница, береза) протягивают белую веревку - jибек из овечьей шерсти или же в землю втыкают две палки, к которым привязываются священные ленточки - дьалама. После проведенных молений это место считается освященным.


Сооружение тагыла происходит в подготовительный период проведения обрядов, накануне или за несколько дней. Над тагылом устанавливают широкий плоский камень - сан (алтарь), куда складывают продукты для подношения духам, божествам. Присутствующие освящают принесенные ленты и привязывают их к веткам березы, потом вслед за исполнителем обходят по ходу солнца освященный тагыл - жертвенник, произнося слова молитвы. Во время проводимых обрядов тагыл - жертвенник отдельно упоминается среди прочих почитаемых артефактов в молитвенных благопожеланиях.


В заключение все участники вслед за проводящим обряд три-четыре раза обходят сооруженный жертвенник со сложенными в молитвенной позе руками.


Ареал распространения объекта нематериального культурного наследия. Тагыл - Жертвенник, как обрядовый объект, распространен по всему Алтаю, но наибольшее количество тагыл-жертвенников встречается в муниципальных образованиях Республики Алтай: Кош-Агачском, Улаганском, Онгудайском, Усть-Канском, Усть-Коксинском и Шебалинском районах.


Современное состояние объекта нематериального культурного наследия. Тагыл - Жертвенник, обрядовый объект, постоянный элемент обрядовой практики. На Алтае встречается много тагылов прошлого времени. В связи с возрождением многих обрядов, связанных с территорией проживания и родовых мест, устанавливаются новые тагылы, к которым требуется соответствующее почтительное отношение как части ритуального священнодействия.