3. Кайчы - сказитель
Характеристика объекта нематериального культурного наследия. Кайчы - сказитель, знаток и исполнитель героических сказаний, считался избранником духов - хозяев гор Алтая и глубоко почитался в народе. Наиболее талантливых сказителей называют ээлу кайчы - сказитель, в ком есть дух сказаний. Это сказитель, имеющий контакт с божеством Алтай - Кудай, духами гор и местностей, наделен даром ясновидения. Определение ээлу кайчы характеризует качество сказителя, так как в него может вселиться сам дух сказания и устами сказителя исполнить сказание, что означает высшую оценку его способностей. Бытует поверье в то, что у ээлу кайчы топшур "говорящий" и может продолжать играть даже тогда, когда сказитель прерывает сказание на отдых. Определением ээлу кайчы наделяли особо одаренных сказителей. Многие современные сказители среди своих учителей называли тех, у которых был статус ээлу кайчы. Этот статус закрепляется народом за таким сказителем, который сообразно содержанию эпоса, перевоплотившись в богатыря, отправляется в Нижний мир, а затем возвращается на землю. Ээлу кайчы может передать целостные сюжеты эпических произведений ритмически организованной речью от начала до конца горловым пением под аккомпанемент топшуура. Образ ээлу кайчы относится к реликтовым древним знаниям алтайского сказительского искусства.
Имена сказителей, которые дошли до нашего времени, это знаменитые и известные исполнители героических сказаний с середины XIX в.: Кыскаш, Сабак Бочонов, Кыдыр Отлыков, Кабака Тадыжеков, Дьиндьилей, о многих из них остались легендарные рассказы. Их последователями стали: Анике, Шонкор Шунеков, Оспыйнак, Келер-Куш, Сабранка, Николай Улагашев, Сыран Ялатов, Г.И.Калкин, Кабак Черноев. Певцы следующего поколения были их учениками. Это - Очубай Алексеев, Менди Куртов, Илья Константинов, Сават Алтайчинов, Анчы Чунижеков, Наталья Черноева, Алексей Калкин, Табар Чачияков, Евдокия Таштамышева, Николай Ялатов, Салдабай Савдин, Касак Кокпоева и другие. Во все времена героический эпос являлся истинным богатством и высочайшим достижением в духовной культуре алтайцев, а сами сказители - достоянием народа. Они донесли до будущих поколений высокохудожественные образцы многовекового поэтического творчества своего народа. Многие из них сумели передать исполнительское мастерство и знание текстов напрямую своим последователям, среди них весьма показателен пример сказительской династии Калкиных.
Ареал распространения объекта нематериального культурного наследия. Образ Кайчы - сказителя относится к уникальным мировоззренческим представлениям, связанным с практикой исполнительства сказительского искусства, он был зафиксирован у всех носителей фольклорных знаний и распространен по всему Алтаю.
Современное состояние объекта нематериального культурного наследия. Кайчы - сказитель. У части современных продолжателей исполнительской традиции алтайских героических сказаний при помощи горлового пения есть определенные знания о статусе кайчы - сказителя. Но в последние десятилетия утрачиваются исконные представления о кайчы - сказителе, подменяются определения, характеристики: сказитель, исполнитель. Некоторые вопросы в связи с трансформациями в традиционной культуре и современных реалий требуют новых уточнений.