12. Ажуларды jaПдаганы - Обряд поклонения духам перевалов
Характеристика объекта нематериального культурного наследия. Ажуларды jaПдаганы - Обряд поклонения духам перевалов, обрядово-ритуальные действа, связанные с почитанием духов священных горных перевалов. В культе поклонения священным перевалам отражены обычаи, формы мировоззренческих представлений алтайского народа, выраженные в обычае останавливаться на вершине перевала и привязывать священные ленточки - дьалама / кыйра в качестве преподношения духам. С целью выражения ритуального поклонения люди останавливаются обычно с заранее приготовленными дьалама (кыйра). Некоторые поклоняющиеся опрыскивают молоко, чай, раскидывают угощение духам - кусочки молочных продуктов.
На отдельных перевалах поклонение духам перевалов проводится на каменных насыпях - обо таш (Кату Ярык, Курайский и др.). Наиболее распространенный обряд освящения обо - это хождение вокруг обо 1, 3 раза, иногда, окропляя обо молоком.
Многие из поклоняющихся в этом месте коллективно садятся пить чай, "сотрапезничать вместе с духами", что также входит в комплекс обряда поклонения духам перевалов. Здесь принято останавливаться на короткое время, не рекомендуется шуметь, кричать, петь песни и, таким образом, тревожить духов.
Иногда отдельные перевалы, кроме восприятия их как культовых мест, имеют дополнительные характеристики историко-культурного значения, например, в более ранние времена на вершине Семинского перевала проводился обряд освящения Алтая, который по процедуре своего проведения был более развернутым. Алтайцы считают вершину Семинского перевала (Себи - Бажы, Сарлык) местом, где люди спасались от потопа на плотах, лодках, поэтому она считается священной.
Ареал распространения объекта нематериального культурного наследия. Ажуларды jaПдаганы - Обряд поклонения духам перевалов. Место ритуального обряда поклонения духам перевалов находится на вершинах гор, перевалов, холмов и пересечении дорог. На наиболее высоких перевалах (Чике-Таман, Семинский, Кату Ярык, Улаганский, Ябоганский и др.): есть специально отведенные места для проведения обряда поклонения путников духам перевала, которым преподносятся освященные атрибуты поклонения (дьалама, молоко, молочные продукты) духам перевала.
Современное состояние объекта нематериального культурного наследия. Ажуларды jaПдаганы - Обряд поклонения духам перевалов. Современное состояние мест проведения обряда поклонения духам перевалов нормальное, но есть элементы, которые нарушают эстетическое восприятие объектов поклонения. Недалеко от места поклонения могут находиться туалеты, торговые лавки и т.д. Во время различных общественных обсуждений этого вопроса звучали рекомендации о переносе туалетов в низину, где начинается перевал.
На перевале Чике-Таман скалы, которые расположены рядом с обрядовым местом, периодически разрисовываются приезжими туристами, общественные организации республики проводят акции по их очистке.
Иногда на столах, где отведывается трапеза с духами перевала, происходит распитие крепких спиртных напитков, что требует просветительской работы о традиционных канонах проведения обряда поклонения духам перевалов.