1. Кай - алтайское горловое пение
Характеристика объекта нематериального культурного наследия. Кай - алтайское горловое пение - устная исполнительская традиция героических сказаний о богатырях горловым пением - интонированием необычной звукоподачей, передаваемая с древнейших времен. Его уникальная особенность заключается в том, что древнейшее традиционное горловое пение, сопровождающее исполнение сказаний, основывается на соотношении двух разнотембровых и разновысотных голосов, находящихся в различной интервальной зависимости. Двузвучное пение, возникающее в вокализациях, исполняется таким образом, что нижний звук, являясь "неподвижным тоном", "издается горлом", а верхний "образует несложную мелодию" и "исполняется губами".
В интонационной культуре алтайского народа кай занимает центральное место и является одним из наиболее устойчивых темброзвуков. Как считается, "стих алтайского эпоса в своей ритмической основе находится в тесной связи с ритмическим речитативным напевом-каем, и каждому такту кая соответствует определенный период текста". Каем исполнитель подчеркивает, иногда драматизирует самые важные эпизоды повествования.
В эстетике сказителей кай считался языком духа. От имени этого духа - покровителя сказитель исполняет горловым пением текст сказания и с помощью "голоса духа" он маскирует свой естественный голос. Алтайский кай имеет несколько стилевых разновидностей: кону кай (особая манера исполнения горлового пения, которая сопровождает весь текст повествования сказания), каркыра кай (кай, исполняемый сказителем низкой октавой, при описании путешествия героя в подземный мир, а также в сценах борьбы героя с противником и т.д.), коомой кай (кай, исполняемый при помощи зажатых звуков, также дополняющий картины противостояния героя врагам, спуск в нижний мир и т.д.), сыгырткыш кай (кай, исполняемый при помощи свиста, подчеркивающий звуки природы и т.д.).
Исполнение каем выделяется и в жанровом определении алтайских героических сказаний, которые определяются как: кай чорчок (подробно см. ниже) - т.е. сказания, исполняемые горловым пением - каем. Исполнителей героических сказаний алтайцы называют кайчы (подробно см. ниже). Кай - это музыкальный феномен, имеющий специфически алтайскую природу и отличающийся по сонорике и характеру инструментальной партии от хакасского и шорского или тувинского, западно-монгольского аналогов. Отличительная черта алтайского кая - это "горловое" пение всего сказания в сопровождении топшуура без остановки для пересказа.
Уникальная ценность кая как живой устной сказительской и культурной традиции заключается в том, что народ в этой форме исполнения героических сказаний аккумулировал все свои знания о своей многовековой истории; а главное - богатство эпического интонирования и тайный язык общения с духами природы.
Ареал распространения объекта нематериального культурного наследия. Исполнение горловым пением текстов сказаний было известно у тюркских и монгольских народов Центральной Азии, в том числе, у тувинцев, монгольских урянхайцев. Но из этих народов именно у алтайцев по сегодняшний день сохранились все разновидности горлового пения, используемые при сопровождении исполнения сказаний. У тувинцев распространена разновидность горлового пения - коомой. У монгольских урянхайцев распространена разновидность, схожая с алтайским кону кай.
Алтайское горловое пение в самой Республике Алтай широко распространено в южных районах республики (Улаганском, Кош-Агачском, Усть-Канском, Онгудайском и Шебалинском), в северных районах есть отдельные исполнители, которые поддерживают развитие данного вида исполнительского искусства.
Современное состояние объекта нематериального культурного наследия. На современном этапе кай - алтайское горловое пение возродилось, наблюдается реанимация новой эпической среды. В настоящее время в сказительское искусство вовлечены не только артисты, эстрадные певцы, но и учащиеся школ, училищ и студенты учебных заведений. Создаются благоприятные условия для свободного творчества (фестивали, конкурсы, продолжаются издания текстов сказаний, аудио-видео-дисков). Сказители и исполнители кая активно осваивают традиционные формы исполнения сказаний, чему способствует проведение сказительского форума - Международный Курултай сказителей.