10. Ак jaD (Буркан jaD) - Белая вера (Бурханизм)
Характеристика объекта нематериального культурного наследия. Ак jaD (Буркан jaD) - Белая вера (Бурханизм) - обрядово - религиозное явление, синтезировавшее традиционные верования, шаманизм и основы буддизма, которое возникло на Алтае в начале XX века с целью определения основ традиционных верований алтайцев в новых общественно-политических условиях. Ориентированность на синтез с буддизмом был продиктован тем, что в системном виде с данной религией предки алтайцев были ознакомлены в периоды вхождения в состав Джунгарского (Ойротского) государства (XVII - XVIII вв.).
Термин бурханизм сложился в научной среде для обозначения того факта, что в новой религиозной системе божественный пантеон дополнился бырканами - божествами / духами разного статуса: Дьер - Быркан (Земля - Бырхан), Кун - Быркан (Солнце - Быркан), Ай-Быркан (Месяц - Быркан) и т.д. Оппонирование шаманизму бурханизма выразилось в их терминологических названиях: шаманизм - кара jaн (черная вера), бурханизм - ак jaн - белая вера. Одним из исключительных достижений бурханизма является то, что был дан мощный толчок не только росту этнического самосознания, но и систематизации древних религиозных верований (традиционных языческих культов, тенгрианства, шаманизма) и их обновлении в соответствии с требованиями нового времени. Основное содержание реформы, которое успело в начале XX века установиться, заключалось не только в расширении функций пантеона божеств и духов, но и выстраивание системы единобожия, соответственно и определение своей ниши каждому из божеств и духов - покровителей среднего мира. Так, дух Алтая (Алтай ээзи) получил статус божества и стал называться Божество Алтай (Алтай-Кудай). В ак jaD были низложены обрядовые взаимоотношения с подземными духами, характерные для шаманизма, а также произошла замена кровавых жертвоприношений животными на молочные продукты и преподношение высшим силам унифицированных жертвенных лент трех цветов: белый, синий, желтый. Яркими проповедниками новой веры были Чет Челпанов и его дочь Чугул, ставшие "вестниками" и пропагандистами новых религиозных постулатов.
Исключительная ценность бурханизма заключается в обновлении духовно-ценностных ориентиров обрядовых традиций всего народа.
Ареал распространения объекта нематериального культурного наследия. Реформы Ак jaD (Буркан jaD) - Белая вера (Бурханизм) были распространены по всему Алтаю, особенно выражены в местах компактного проживания алтайцев: в Онгудайском, Усть-Канском, Усть-Коксинском, Шебалинском районах.
Современное состояние объекта нематериального культурного наследия. В настоящее время алтайская обрядовая практика основывается на обрядово - религиозных достижениях Ак jaD (Буркан jaD) - Белая вера (Бурханизм). Но в то же время в последние десятилетия происходят иные интерпретации установившихся реформ белой веры в контексте политизации или для придания общественно значимого статуса отдельным религиозным движениям, имеющим отношение к разным этапам развития традиционных религиозных верований, иногда происходит подмена терминов.