Недействующий

Об утверждении государственного реестра объектов нематериального культурного наследия Республики Алтай (с изменениями на 20 января 2022 года)


11. Алтай кодургени, Jep такыганы - Обряд восхваления, почитания божеств, духов - хозяев Алтая, местности


Характеристика объекта нематериального культурного наследия. Алтай кодургени, Jep такыганы - Обряд восхваления, почитания божеств, духов - хозяев Алтая, местности, обрядово-ритуальные действа народов Алтая, связанные с почитанием божеств и духов Алтая, местностей. Обряд насыщен множеством религиозных, магических элементов, сопровождается молитвами, благопожеланиями. При совершении данного обряда проводятся моления с целью задабривания божеств, духов-хозяев Алтая, местности. Благосклонность со стороны Божества Алтая / Хозяина Алтая (Алтай - Кудай, Алтайды Ээзи), духов местности будет означать "мягкий" год, хороший приплод скота, благополучие в обществе.


Обряд поклонения духам местности - "Jep такыганы" отличается от обряда поклонения Божеству Алтая - "Алтай кодургени" более меньшим масштабом, так как обряд "Алтай кодургени" является выражением реформированной обрядовой практики Ак jaD (буркан jaD), синтезировавших древние обряды, в том числе и обряд "Jep такыганы". Но обряд "Jep такыганы" проводится при посещении священных мест, в том числе, перевалов, целебных источников, родовых угодий. Обряд "Алтай кодургени", в основном, проводится в комплексе календарных обрядов: "Зеленая листва" (jaжыл бур") - переход к летнему солнцестоянию; "Желтая листва" ("сары бур), переход к зимнему периоду.


Многие процедурные обрядовые действия обряда "Jep такыганы" и обряда "Алтай кодургени" совпадают. На выстроенном ритуальном месте (тагыл, саП) проводится обряд кормления огня и духов местности, всего Алтая. Приносится в жертву неопробованная молочная, мучная и мясная пища, вырезанные из молочных продуктов фигуры домашнего скота. Специально выбранной лошади заплетают в гриву ленты и отпускают на волю, лошадь становится неприкосновенной, так как она уже принесена в жертву божеству.


Обряд восхваления божества Алтая, духов - хозяев местности - продукт коллективного исторического опыта и творчества многих поколений, имеет большое значение в традиционном веровании алтайского народа.


Ареал распространения объекта нематериального культурного наследия. Алтай кодургени, Jep такыганы - Обряд восхваления, почитания божеств, духов - хозяев Алтая, местности распространен по всему Алтаю, отличаясь в деталях в зависимости от локальных особенностей.


Современное состояние объекта нематериального культурного наследия. Алтай кодургени, Jep такыганы - Обряд восхваления, почитания божеств, духов - хозяев Алтая, местности функционально связан с отношением человека со священными природными местами. Для народов, населяющих Республику Алтай, священные природные места - это места, которые в коллективном сознании связываются с миром сакрального. Священными природными местами могут быть жилища богов, природных духов и предков, они являются местами поклонения при проведении обрядов. Но на современном этапе идут процессы трансформации обряда освящения божества Алтая, духов местности. Молодое поколение упрощает каноны проведения данного обряда, не помнит текстов благопожеланий, обязательных при совершении обряда, в связи с чем возникает огромная необходимость сохранения обрядов освящения Алтая и местностей.


В разных районах Республики Алтай с 90-х годов XX века возродились обряды освящения Алтая и местностей, в каждом районе есть локальные отличия их проведения.


Для совершения обряда выбираются удобные места, возвышенности, откуда просматриваются священные вершины и межгорные долины. Место остается особо почитаемым.