ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 марта 2013 года N 68


Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Марий Эл"

(с изменениями на 27 сентября 2017 года)

(в ред. постановлений Правительства Республики Марий Эл от 10.06.2014 N 297, от 23.06.2015 N 343, от 30.09.2016 N 433, от 09.06.2017 N 261, от 27.09.2017 N 387)




Правительство Республики Марий Эл постановляет:


1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Марий Эл" (далее - план).


2. Министерству здравоохранения Республики Марий Эл обеспечить реализацию плана, утвержденного настоящим постановлением.


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра здравоохранения Республики Марий Эл.


(п. 3 в ред. постановления Правительства Республики Марий Эл от 09.06.2017 N 261)



Председатель Правительства
Республики Марий Эл
Л.МАРКЕЛОВ



Утвержден
постановлением
Правительства
Республики Марий Эл
от 18 марта 2013 г. N 68



ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ"


(в ред. постановлений Правительства Республики Марий Эл от 10.06.2014 N 297, от 23.06.2015 N 343, от 30.09.2016 N 433, от 09.06.2017 N 261, от 27.09.2017 N 387)




I. Общее описание "дорожной карты"


1. Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Марий Эл" (далее - дорожная карта) является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.


2. Реализация "дорожной карты" призвана обеспечить установление механизмов, зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.


3. Повышение качества оказываемых населению бесплатных медицинских услуг невозможно обеспечить без наличия высококвалифицированных специалистов. При этом одним из основных компонентов реформирования отрасли здравоохранения является оплата труда, которая рассматривается в современных условиях как эффективный инструмент управления персоналом в целях повышения качества оказываемых населению социальных услуг.


В целях привлечения в государственные медицинские организации квалифицированных специалистов и ликвидации оттока медицинских кадров в частные медицинские организации необходимо сформировать условия, позволяющие медицинским работникам государственных медицинских организаций получить конкурентный уровень заработной платы.


Для установления действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от объема и качества предоставляемых бесплатных медицинских услуг планируется перевод медицинских работников на эффективный контракт.


Под эффективным контрактом в настоящем плане понимается трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых бесплатных медицинских услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Оптимальная структура системы здравоохранения и высокая эффективность работы каждой медицинской организации являются необходимым условием создания эффективной системы здравоохранения. "Дорожная карта" предусматривает внесение соответствующих изменений в порядки оказания медицинской помощи, разработку и внедрение показателей эффективности деятельности медицинских организаций, доработку государственной программы Республики Марий Эл "Развитие здравоохранения" на 2013 - 2020 годы, направленной на достижение целевых индикаторов государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", с учетом заболеваемости и смертности населения.


Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи, являющееся одной из задач государственной программы Республики Марий Эл "Развитие здравоохранения" на 2013 - 2020 годы, достигается в том числе за счет объема услуг, оказываемых в амбулаторных условиях.


4. Социальной эффективностью реализации "дорожной карты" является установление действенных механизмов оценки деятельности медицинских работников и соответствия уровня оплаты труда качеству труда. Таким образом, эффективный контракт призван обеспечить соответствие роста заработной платы работников повышению качества оказываемых ими бесплатных медицинских услуг.


5. Результатом успешной реализации "дорожной карты" является выполнение целевых показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи, основных показателей здоровья населения, уровня заработной платы работников медицинских организаций, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р.



II. Основные направления структурных преобразований в сфере здравоохранения Республики Марий Эл


Медицинскую помощь населению на 1 января 2013 г. оказывают: 18 республиканских и городских больниц, диспансеров, центров, 13 центральных районных больниц, 1 центральная городская больница, 1 районная больница, 15 участковых больниц, 6 самостоятельных поликлиник, 38 врачебных амбулаторий, 241 фельдшерско-акушерский пункт (далее - ФАП), 2 круглогодичных санатория, 1 станция и 29 отделений скорой медицинской помощи.



Трехуровневая система оказания медицинской помощи в Республике Марий Эл


1 уровень - обеспечивающий население первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной: самостоятельные амбулаторно-поликлинические учреждения и поликлинические подразделения медицинских организаций;


2 уровень - межмуниципальный для оказания специализированной медицинской помощи преимущественно в экстренной и неотложной форме: стационары центральных районных и городских больниц;


3 уровень - региональный для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи: стационарные отделения больниц, диспансеров и центров (за исключением стационаров, входящих во 2 уровень).



Единые принципы маршрутизации потоков пациентов


1. В целях обеспечения доступности и качества оказания медицинской помощи, преемственности на ее этапах, приближения к пациентам специализированных видов медицинской помощи, а также рационального использования имеющихся ресурсов выделяется три уровня в соответствии с функциональными задачами при оказании медицинской помощи.


1 уровень (первичный) - подразделения, оказывающие первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь, первичную специализированную медико-санитарную помощь.


Первичная медико-санитарная помощь оказывается в плановой и неотложной формах амбулаторно и в условиях дневного стационара согласно приказу Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. N 543н и приказу Министерства здравоохранения Республики Марий Эл от 7 ноября 2012 г. N 1994 "Об утверждении порядка организации приема взрослого населения в поликлинических учреждениях (подразделениях) лечебно-профилактических учреждений Республики Марий Эл" в соответствии с установленными порядками и стандартами оказания медицинской помощи.


Первичная доврачебная медико-санитарная помощь осуществляется фельдшерами, акушерками, медицинскими сестрами в ФАПах, амбулаториях, здравпунктах предприятий, образовательных учреждений и других организаций.


Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-терапевтами участковыми цехового врачебного участка, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами).


Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений и поликлинических подразделений медицинских организаций.


2 уровень - межмуниципальные специализированные отделения и стационары центральных районных и городских больниц, оказывающие специализированную медицинскую помощь, включающую профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих применения специальных методов исследований, обеспечение консультативной и диагностической помощью по профилю заболевания, в том числе в экстренной и неотложной форме, определение рекомендаций по дальнейшему лечению больных.


3 уровень - региональный (специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь) обеспечивается специализированными подразделениями стационарных учреждений.


2. Распределение потоков пациентов в зависимости от цели обращения за медицинской помощью.


2.1. При обращении пациента для прохождения профилактического медицинского осмотра он направляется в подразделения 1 уровня, обеспечивающие проведение профилактических мероприятий, в том числе в кабинет доврачебного приема, отделение (кабинет) медицинской профилактики, центр здоровья, женскую консультацию.


По результатам профилактического обследования, при выявлении факторов риска развития неинфекционных заболеваний пациенту рекомендуется динамическое наблюдение в центре здоровья, отделении (кабинете) медицинской профилактики по месту его прикрепления, посещение занятий в соответствующих школах здоровья, лечебных кабинетах по программам, разработанным в центрах здоровья и участковыми врачами.


В случае подозрения на какое-либо заболевание пациент направляется к врачу участковому, врачу-специалисту соответствующего профиля для определения дальнейшей тактики его наблюдения и лечения.


2.2. При обращении пациента по поводу заболевания на 1 уровне первичная медико-санитарная помощь оказывается в плановой и неотложной форме:


плановая - медицинская помощь, оказываемая при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента;


неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.


Порядок организации оказания неотложной медицинской помощи определен приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению", приказом Министерства здравоохранения Республики Марий Эл от 28 декабря 2012 г. N 2439 "Об оказании неотложной медицинской помощи в Республике Марий Эл".


При затруднении в диагностике и выборе лечебной тактики, а также при осложненном течении заболевания и наличии медицинских показаний к лечению пациента врачом-специалистом по профилю заболевания пациент направляется к профильному врачу-специалисту. Последующее наблюдение за состоянием пациента и лечение осуществляются в соответствии с рекомендациями врача-специалиста.


При отсутствии эффекта от проводимого лечения в амбулаторных условиях, и / или для проведения дополнительных обследований; при наличии медицинских показаний к госпитализации, требующей круглосуточного наблюдения и лечения, в том числе после обследования на догоспитальном этапе, пациенты направляются в межмуниципальные центры (отделения) 2 уровня.


В случаях, когда диагностика и лечение заболеваний (состояний) требуют использования специальных методов и ресурсоемких технологий, пациент направляется в специализированные стационарные учреждения 3 (регионального) уровня.


В рамках специализированной медицинской помощи, при отсутствии возможности ее оказания на территории республики, больные направляются в медицинские организации за пределы Республики Марий Эл (высокотехнологичная медицинская помощь, специализированная медицинская помощь) в установленном порядке.


После проведенного лечения в условиях стационара пациент может быть направлен на долечивание в реабилитационное отделение, на амбулаторный этап, в санаторно-курортное учреждение.


При наличии у больного диагноза неизлечимого прогрессирующего заболевания на стадии, когда исчерпаны возможности специального (радикального) лечения, отсутствии реабилитационного потенциала больному оказывается паллиативная медицинская помощь в амбулаторных и стационарных условиях.


Распределение потоков пациентов в зависимости от цели обращения за медицинской помощью представлено на блок-схеме N 1.



Блок-схема N 1

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»