Недействующий

О ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Профилактика развития зависимостей, включая сокращение потребления табака, алкоголя, наркотических средств и психоактивных веществ, в том числе у детей

Структура смертности населения в Астраханской области сходна с таковой в Российской Федерации и более чем на 80% обусловлена неинфекционными заболеваниями, в первую очередь болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, болезнями органов дыхания, сахарным диабетом и внешними причинами. Уровень смертности обусловлен также высокой распространенностью алкоголизма, табакокурения, наркомании.

Благодаря экспериментальным, клиническим и особенно эпидемиологическим исследованиям были определены факторы, связанные с образом жизни, окружающей средой и генетическими особенностями человека, способствующие развитию и прогрессированию неинфекционных заболеваний. Рост неинфекционных заболеваний в Российской Федерации в основном обусловлен большой распространенностью таких факторов образа жизни, как табакокурение, злоупотребление алкоголем, нерациональное (нездоровое питание), низкая физическая активность.

Сами поведенческие факторы образа жизни по отдельности или их сочетание обычно приводят к развитию биологических факторов риска и прогрессированию неинфекционных заболеваний, таких как артериальная гипертония, дислипидемия, избыточная масса тела, ожирение и сахарный диабет.

Предпосылки к возникновению болезней системы кровообращения появляются уже в детском и подростковом возрасте. 20% случаев артериальной гипертонии и 50% случаев ожирения отмечаются у пациентов уже с детского возраста. До 18 лет начинают курить свыше 80% юношей и 50% девушек.

Изменение образа жизни и снижение уровней факторов риска может предупредить или замедлить развитие и прогрессирование многих неинфекционных заболеваний, как до, так и после появления клинических симптомов. Для этого имеются научно-обоснованные эффективные немедикаментозные и медикаментозные методы профилактики и снижения уровней факторов риска, а также снижения развития и прогрессирования неинфекционных заболеваний.

Деятельность в этом направлении обусловлена осознанием важности проведения профилактических мероприятий, значительная роль в реализации которых отводится формированию культуры здорового образа жизни и эффективной работе первичного звена здравоохранения.

На этапе оказания первичной медико-санитарной помощи, являющейся основой системы оказания медицинской помощи, должны выявляться факторы риска неинфекционных заболеваний и проводиться их коррекция, осуществляться ранняя диагностика этих заболеваний и эффективное их лечение, а также обучение населения навыкам сохранения и укрепления здоровья.

В настоящее время смена парадигмы в сфере охраны здоровья требует серьезных структурных изменений системы организации и управления здравоохранением. Чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, планируется обеспечить качественные изменения в сфере профилактики, повысить эффективность системы подготовки и переподготовки медицинских кадров, внедрять современные методы и формы профилактической помощи населению.

Следует отметить, что существенные позитивные сдвиги в улучшении здоровья населения могут быть достигнуты только за счет оптимального сочетания медицинских и немедицинских факторов борьбы с социально значимыми заболеваниями для сокращения смертности активной и трудоспособной части населения.

Охрана и укрепление здоровья практически здоровых лиц является одной из приоритетных проблем системы здравоохранения, в соответствии с которой получило развитие принципиально новое направление деятельности переход приоритетов от системы, ориентированной на лечение больных и реабилитацию инвалидов, к системе, основанной на формировании культуры здоровья и направленной на профилактику болезней.

Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) впервые одним из основных принципов охраны здоровья установлен приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, который обеспечивается путем:

- разработки и реализации программы формирования здорового образа жизни;

- осуществления санитарно-противоэпидемических мероприятий;

- осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;

- проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время на территории Астраханской области реализуется комплекс мер, направленных на улучшение демографической ситуации, формирование здорового образа жизни. Однако в Астраханской области слабо развита инфраструктура службы медицинской профилактики, не обеспечивается межведомственный подход в реализации мероприятий по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни среди населения Астраханской области. Не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей.

Негативным фактором, сдерживающим прогрессивное развитие организации медицинской помощи, является повышенная нагрузка на систему здравоохранения в силу недостаточной заботы населения о собственном здоровье. Дальнейшее развитие системы здравоохранения невозможно без совершенствования мер профилактической направленности и активизации работы первичного звена здравоохранения.

Особая роль в эффективной реализации подпрограммы и формировании у населения Астраханской области идеологии здорового образа жизни будет принадлежать методам и приемам целенаправленного формирования представлений, установок и социальных ориентиров в эстетическом, экологическом, патриотическом и идеологическом воспитании подрастающего поколения, формирования института здоровья семьи.

Необходимо будет создать систему стимулов для поощрения здорового образа жизни среди населения области. Укрепление здоровья в Астраханской области является неотъемлемой частью экономического развития области, становления полноценного духовно-нравственного общества.

Для успешной реализации концепции демографического развития Астраханской области необходима разработка и реализация дополнительных мер демографической политики - разработка и реализация подпрограммы.

Основным содержанием подпрограммы станут действия, направленные на сохранение здоровья, выявление и коррекцию факторов образа жизни и окружающей среды, которые увеличивают риск развития неинфекционных заболеваний у всего населения (профилактика в рамках популяционной стратегии), выявление и снижение уровней факторов риска у лиц с высоким риском развития неинфекционных заболеваний, выявление лиц со скрытым течением неинфекционных заболеваний и их своевременное лечение (профилактика в рамках стратегии высокого риска), ранняя диагностика неинфекционных заболеваний и лечение людей с установленными такими заболеваниями для предупреждения прогрессирования и преждевременной смерти (вторичная профилактика неинфекционных заболеваний).

С 2013 года в Астраханской области, как и в целом по Российской Федерации, планируется внедрение нового порядка профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, в том числе определенных групп взрослого населения в соответствии с федеральными и областными нормативными правовыми актами. Планируется охватить диспансеризацией и профилактическими медицинскими осмотрами - 100% от запланированного количества.

Мероприятие включает в себя меры, направленные на:

- создание механизмов межведомственного взаимодействия при формировании здорового образа жизни у населения;

- создание и реализацию межведомственных профилактических проектов по профилактике вредных привычек, формированию здорового образа жизни и оздоровление населения;

- совершенствование нормативной правовой, материально-технической и организационно-управленческой базы по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни;

- совершенствование и развитие наркологической помощи населению, внедрение программ лечения табачной зависимости в региональную систему здравоохранения и создание в системе здравоохранения налаженной службы помощи в преодолении табакокурения;