ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2013 года N 572-П
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.02.2010 N 54-П
В целях реализации мероприятий, предусмотренных Стандартом деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, а также в целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Астраханской области Правительство Астраханской области
постановляет:
1. Внести в Постановление Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года" следующие изменения:
1.1. Подраздел "Основные принципы и составляющие инвестиционной политики" раздела "Основные составляющие экономической политики Правительства Астраханской области в долгосрочной перспективе" Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной постановлением (далее - Стратегия), дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6. Инвестиционное развитие Астраханской области осуществляется посредством реализации Стратегии инвестиционного развития Астраханской области до 2020 года согласно приложению к настоящему Постановлению.";
1.2. Дополнить Стратегию приложением согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН
Приложение
к Постановлению Правительства
Астраханской области
от 25 декабря 2013 года N 572-П
Приложение
к Стратегии
СТРАТЕГИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА
Введение
Астраханская область - динамично развивающийся регион на юге России. Численность населения области на 1 января 2013 года составляет 1013840 человек. Регион включает два городских округа - город Астрахань и ЗАТО Знаменск, 11 муниципальных районов.
На развитие Астраханской области существенно влияют такие факторы, как приграничное положение (граница с Казахстаном и через Каспийское море - с Ираном, Туркменистаном и Азербайджаном), наличие богатейшей ресурсной базы, прохождение через регион транспортных коридоров "Север-Юг" и "Запад-Восток" (рис. 1б*).
________________
* Рисунок 1б не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Рис. 1а. Муниципальные образования Астраханской области*
________________
* Рисунок 1а не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
В 2006 году был принят базовый программный документ - Стратегия социально-экономического развития Астраханской области, который положил основу технологической модернизации отраслей экономики и подготовил базу для вовлечения инвестиционных ресурсов. Повысилась геоэкономическая роль региона, установлены конструктивные отношения со всеми странами Прикаспия и была провозглашена миссия - представлять Россию на Каспии.
В реализации первого этапа Стратегии социально-экономического развития Астраханской области удалось воплотить более 250 инвестиционных проектов. Губернатор Астраханской области сумел привлечь внимание федерального центра к развитию транспортной инфраструктуры (результат - строительство порта Оля, реконструкция участка Трубная - Верхний Баскунчак - Аксарайская Приволжской железной дороги, модернизация аэропорта), ликвидации ветхого и аварийного жилья, развитию городской среды (реконструированы мосты и каналы, объекты культуры, построен Астраханский государственный театр оперы и балета) и социальной сферы (строительство федерального центра сердечно-сосудистой хирургии, хирургического корпуса ГБУЗ АО Александро-Мариинской областной клинической больницы и пр.).
На сегодняшний день экономика Астраханской области является одной из самых устойчивых на юге России. Экономический потенциал составляют 17079 предприятий различных форм собственности, 77% из которых - частные предприятия. На долю промышленных предприятий приходится 11% от общего количества предприятий, строительства - 10.6%, оптовой и розничной торговли - 26.8%, транспорта и связи - 6.6%.
Основной макроэкономический показатель - валовой региональный продукт (далее - ВРП) - достиг в 2012 году 200.2 млрд. рублей и за прошедшее десятилетие удвоился <1> (рис. 2а*). По итогам 2012 года Астраханская область вышла на один из лучших в России результатов роста объемов ВРП: рост ВРП составил 9.9% при среднем по России 3.4% (рис. 2б*).
________________
* Рисунки 2а, 2б не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.
________________
<1> в текущих ценах
По итогам первого полугодия 2013 года область подтверждает высокие темпы развития: ВРП увеличился на 20.4% (по России - 1.4%).
По итогам 2012 года Астраханская область занимала второе место по индексу промышленного производства среди субъектов Российской Федерации. В первом полугодии 2013 года эту позитивную динамику удалось усилить, в результате чего индекс промышленного производства составил 139.9% против 100.1% в среднем по России (рис. 3*).
________________
* Рисунок 3 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Активно развивается промышленное производство. В сфере нефтепереработки, ориентированной на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, в 2012 году объемы производства бензина премиум 95 выросли почти в 4 раза по сравнению с 2011 годом (с 38 до 152 тыс. тонн). Удельный вес высокооктановых видов бензина в общем объеме возрос с 5 до 17%.
Продолжается положительный тренд по диверсификации экономики региона, что подтверждает структура промышленного производства: наблюдается рост производства транспортных средств и оборудования - преимущественно судостроения (121.8%), производства пищевых продуктов (140.8%), переработки и консервирования картофеля, фруктов и овощей (в 5.4 раза).
Положительная динамика отмечается и в машиностроительной отрасли: по данным первого полугодия 2013 года, объемы производства машин и оборудования выросли более чем на 13%; растет производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, выпуск специальных ортопедических приспособлений и средств измерений.
Развиваются отрасли, производящие потребительские товары, такие, как текстильное, швейное производство (прирост объемов - 10%), производство обуви (темпы роста - 112.6%).
Объемы промышленного производства в металлургической отрасли увеличены более чем в пять раз, налажен выпуск труб с утяжеляющим защитным покрытием, которые используются при строительстве нефтегазопроводов каспийских месторождений.
Предполагается, что в период 2014 - 2015 годов темпы роста экономики Астраханской области составят 8 - 9% в год. Значительный прирост, более 19%, ожидается в 2016 году. В целом прогнозируется почти двукратный рост региональной экономики к уровню 2011 года. Объемы ВРП к 2017 году приблизятся к 400 млрд. рублей.
Согласно прогнозу Министерства экономического развития Российской Федерации позитивная динамика промышленного производства в Астраханской области будет устойчивой вплоть до 2030 года. Предполагается, что развитие нефтегазового комплекса Астраханской области приведет к многократному росту объемов промышленного производства в области (в 7.8 раза в 2030 году), на этом фоне показатели промышленного роста всех остальных регионов оказываются ниже средних по ЮФО, в том числе в Ростовской (225%) и Волгоградской (234%) областях.
Значимым фактором притока инвестиций в регион и приживаемости инвестиционных проектов является развитая транспортная инфраструктура. В 2012 году в Астраханской области грузооборот всех видов транспорта составил 20.2 млрд. тонно-км (97.1% к уровню 2011 года), было перевезено 15.3 млн. тонн грузов (98.7% к уровню 2011 года). Пассажирооборот транспорта составил 2249.6 млн. пасс.-км (94.8% к уровню 2011 года) и снизился по всем видам транспорта: внутренний водный транспорт - 64.4% к уровню 2011 года, автомобильный - 91.4%, железнодорожный - 99%.
В качестве позитивного момента необходимо отметить интенсивное дорожное строительство. Так, в настоящее время осуществляется строительство и реконструкция автодорог по целому ряду направлений (в частности, Астрахань - Махачкала), а также мостовых переходов.
Последние годы интенсивное развитие получила сфера авиаперевозок. Значительно расширился перечень пассажирских воздушных маршрутов из аэропорта г. Астрахани, который стал международным. Планируется строительство грузового терминала на территории аэропорта, который будет обрабатывать грузы и оказывать услуги по таможенному оформлению, экспедированию и продаже грузовых перевозок на всех видах транспорта в зоне действия Астраханской таможни Южного таможенного управления.
Особенностью сельского хозяйства Астраханской области является концентрация значительного объема производства сельхозпродукции в хозяйствах населения. В частности, в 2012 году удельный вес хозяйств населения, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в общем объеме производства мяса составил 93.3%, молока - 98.3%.
В первом полугодии 2013 года объем валовой продукции сельского хозяйства составил 102.4% по отношению к аналогичному периоду 2011 года, а годом ранее - 102.0%. За 2013 год реализация продукции сельского хозяйства составила 14 млрд. рублей. Благодаря реализации программ, направленных на развитие молочной и мясной отраслей, обеспечен уровень производства молока - 111.3 тыс. тонн, мяса - 102.6 % (27.8 тыс. тонн), яиц - 115.7 % (166.1 млн. шт.).
Фактором формирования благоприятной инвестиционной среды является развитие малого и среднего предпринимательства. В 2012 году на территории Астраханской области хозяйственную деятельность осуществляли 9144 малых (включая микропредприятия) и средних предприятия (без учета индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств). За период 2011 - 2012 годов доля продукции, произведенной малыми и средними предприятиями, в ВРП региона увеличилась с 30.9 до 32.4%.
В первом полугодии 2013 года государственную финансовую поддержку получили 124 субъекта предпринимательства на общую сумму 157.2 млн. рублей, что на 23% больше, чем в первом полугодии прошлого года. Число получателей государственной поддержки выросло на 16%. Гранты на создание собственного бизнеса получили 23 субъекта предпринимательства на сумму 5.6 млн. рублей. Лизинговые платежи и затраты на приобретение оборудования субсидированы по 21 инвестиционному проекту на сумму 15.9 млн. рублей. Результатом комплексных мер поддержки малых и средних предприятий стал рост их инвестиционной активности. Так, субъекты предпринимательства, получившие поддержку в первом полугодии 2013 года, направили на реализацию проектов 110 млн. рублей инвестиций из собственных средств. В результате мультипликатор негосударственных инвестиций в этом секторе составил 6.9 рубля на 1 рубль оказанной поддержки.
Внутренним двигателем инвестиционной деятельности становятся инновации. На сегодняшний день на территории Астраханской области созданы и функционируют 223 инновационных предприятия, в большей степени созданные при активной поддержке основных вузов региона, 5 инновационных астраханских компаний являются резидентами фонда "Сколково". При этом проблема состоит в том, что инновационный процесс не затрагивает основной массы предприятий. В Астраханской области, как и в большинстве других российских регионов, доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, остается достаточно низкой. Данный показатель, хотя в отдельные периоды и обнаруживает тенденцию к росту, в целом остается на низком уровне (рис. 9а*). Более того, на фоне стабильных затрат на инновации в 2012 году наблюдается снижение отгрузки инновационных товаров (рис. 4б*).
________________
* Рисунки 9а, 4б не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.
Фактором притока иностранных инвестиций является внешнеэкономическая деятельность региона. Внешнеторговый оборот Астраханской области (по данным Южного таможенного управления) имеет тенденцию к устойчивому росту. В 2012 году данный показатель составил 989.0 млн. долл. США, что на 6.1% выше, чем в 2011 году. В первом полугодии 2013 года объем внешнеторгового оборота области составил 626.6 млн. долл. США с темпом роста в 170.2%.
Показателем относительно стабильной экономической обстановки, благоприятной для внешних инвестиций, является стабильность бюджетного процесса. Доходы консолидированного бюджета Астраханской области (без учета территориальных государственных внебюджетных фондов) в период 2011 - 2012 годов выросли на 7.8%, с 33.2 до 35.8 млрд. руб. Налоговые и неналоговые поступления обеспечили 81.3% от общих доходов консолидированного бюджета области, безвозмездные поступления - 18.7%. Ценно то, что рост бюджетных доходов в 2011 - 2012 годах предопределен возросшими поступлениями налогов на прибыль организаций (с 4.9 до 9.04 млрд. руб.) и на доходы физических лиц (с 8.3 до 9.7 млрд. руб.).
Позитивная динамика экономических показателей последних лет благоприятно отразилась на развитии социально-демографической ситуации Астраханской области. Наблюдается естественный прирост населения области, а также повысился уровень жизни населения, среднемесячная заработная плата увеличилась на 14.5% и составила 21.5 тыс. рублей. Реальные денежные доходы возросли на 4.7%. На настоящий момент численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 12.6%.
Уровень зарегистрированной безработицы, составлявший на конец декабря 2012 г. 1.2% от экономически активного населения, снизился к середине 2013 года до 0.9%. Таким образом, экономика региона обеспечивает один из самых высоких показателей востребованности кадровых ресурсов.
Инвестиции в основной капитал
Основой экономического подъема Астраханской области являются инвестиции, объем которых начиная с послекризисного 2010 года увеличивается все возрастающими темпами. В частности, в 2012 году рост объема инвестиций в основной капитал составил 114.7%. На развитие экономики и социальной сферы организациями всех форм собственности было направлено 81632.1 млн. рублей инвестиций в основной капитал. За десятилетие объем инвестиций в основной капитал увеличился в 4.5 раза (рис. 10*).
________________
* Рисунок 10 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
За первое полугодие 2013 года объем инвестиций составил 54 млрд. рублей, увеличившись в сравнении с соответствующим периодом прошлого года почти в два раза. Доля инвестиций в ВРП Астраханской области в течение 2010 - 2012 годов находилась на уровне 40%, что примерно в два раза превышает общероссийский уровень (19.8%). Максимальное его значение, 50%, приходится на 2007 год, когда область получала существенные (порядка 12 млрд. рублей) межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
Внутренняя структура инвестиций
По результатам поведенного выборочного обследования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов <1> в 2012 году инвестиции в основной капитал осуществляли 82% обследованных организаций (в 2011 году - 75%). В 2013 году объем инвестиций в основной капитал ожидается на уровне 100.6 млрд. рублей, что составит 116.4% к уровню 2012 года.
________________
<1> по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области
Анализ поступлений инвестиций в отраслевом разрезе показывает, что в Астраханской области в 2009 - 2010 годах на первое место выходили инвестиции в добычу полезных ископаемых. В 2011 - 2012 годах значительная доля объема инвестиций в основной капитал была направлена на развитие транспорта и связи (34.0%), добыча полезных ископаемых оказалась на втором месте (29.4%). В составе инвестиций в транспорт и связь в 2012 году большая часть ресурсов была направлена на развитие организаций по транспортированию по трубопроводам газа (54.2%), нефти и нефтепродуктов (24.0%); в области связи освоено 4.8%. В добыче полезных ископаемых практически все инвестиции (98.7%) использованы на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых. В строительстве большая часть (95.4%) инвестиций в основной капитал направлена в разведочное бурение.
Таблица 1
Распределение инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности <2>
________________
<2> без учета субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами
Показатели | 2010 | 2011 | 2012 | январь - июнь 2013 <3> | ||||
Млн. руб. | % к итогу | Млн. руб. | % к итогу | Млн. руб. | % к итогу | Млн. руб. | % к итогу | |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, всего, % | 59863.0 | 100 | 69023.7 | 100 | 81632.1 | 100 | 39988.5 | 100 |
В том числе по видам экономической деятельности: | ||||||||
Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство | 316.8 | 0.7 | 248.6 | 0.5 | 268.3 | 0.4 | 41.8 | 0.1 |
Рыболовство, рыбоводство | 79.7 | 0.2 | 156.1 | 0.3 | 113.2 | 0.1 | 2.2 | 0.01 |
Добыча полезных ископаемых | 15042.1 | 35.1 | 11132.1 | 21.8 | 18556.1 | 29.4 | 20404.2 | 51.0 |
Обрабатывающие производства | 913.7 | 2.1 | 667.1 | 1.3 | 1151.1 | 1.8 | 523.0 | 1.3 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 4582.8 | 10.7 | 4164.4 | 8.2 | 9225.1 | 14.6 | 3717.7 | 9.3 |
Строительство | 1570.9 | 3.7 | 3771.7 | 7.4 | 3872.5 | 6.1 | 2558.5 | 6.4 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 1346.1 | 3.2 | 2262.3 | 4.4 | 715.4 | 1.1 | 159.2 | 0.4 |
Гостиницы и рестораны | 150.4 | 0.4 | 401.0 | 0.8 | 409.6 | 0.7 | 113.9 | 0.3 |
Транспорт и связь | 11952.8 | 27.9 | 20365.0 | 39.9 | 21418.8 | 34.0 | 9499.9 | 23.7 |
Финансовая деятельность | 291.9 | 0.7 | 478.0 | 0.9 | 846.5 | 1.3 | 233.8 | 0.6 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 2609.1 | 6.1 | 2255.9 | 4.4 | 2904.4 | 4.6 | 1706.4 | 4.3 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 983.1 | 2.3 | 635.4 | 1.2 | 460.4 | 0.7 | 142.4 | 0.4 |
Образование | 188.8 | 0.4 | 405.0 | 0.8 | 696.4 | 1.1 | 127.4 | 0.3 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 1808 | 4.2 | 2475.6 | 4.8 | 1544.9 | 2.5 | 552.9 | 1.4 |
Предоставление прочих коммунальных и социальных услуг | 999.5 | 2.3 | 1676.6 | 3.3 | 914.1 | 1.5 | 202.1 | 0.5 |