Показатель | Значение | Место среди субъектов Российской Федерации |
Доля домохозяйств, имеющих телефон фиксированной связи, % | 89,7 | 3 |
Число персональных компьютеров на 100 человек населения, штук | 44,0 | 17 |
Доля домохозяйств, имеющих персональный компьютер, % | 67,1 | 5 |
Доля домохозяйств, имеющих доступ к сети Интернет, % | 36,0 | 27 |
Число персональных компьютеров на 100 занятых в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), штук | 16,2 | 15 |
Число персональных компьютеров на 100 учеников в школах, штук | 6,6 | 48 |
Доля школ, имеющих доступ к сети Интернет со скоростью 128 Кбит/сек. и выше, % | 60,4 | 78 |
Доля библиотек, имеющих персональный компьютер, % | 84,1 | 7 |
Доля библиотек, имеющих доступ к сети Интернет, % | 19,3 | 19 |
Число персональных компьютеров на 100 занятых в музеях, штук | 31,0 | 38 |
Доля музеев, имеющих доступ к сети Интернет, % | 23,7 | 70 |
Доля органов местного самоуправления, имеющих широкополосный (256 Кб/сек. и выше) доступ к сети Интернет, % | 17,6 | 72 |
Отмечавшиеся в последнее десятилетие достаточно высокие темпы роста были продемонстрированы во многом благодаря новым открывшимся рынкам, новым продуктам и услугам (сотовая связь, компьютерное оборудование, консалтинг и другие услуги) на фоне низкого начального уровня развития информационных технологий в республике. В настоящее время становится очевидным, что для сохранения набранных темпов роста необходимо устранить целый ряд существующих барьеров.
Одним из факторов, негативно влияющих на уровень распространения информационных технологий и развитие информационного общества, является недостаточно высокий уровень социально-экономического развития региона. Остаются проблемы организации широкополосного доступа для конечных пользователей.
Более чем в половине населенных пунктов Республики Саха (Якутия) отсутствует инфраструктура широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационным сетям. Там, где она есть, не обеспечивается надлежащее качество услуг. Труднодоступность информационных технологий усугубляется высокими тарифами на услугу доступа в Интернет.
В целом по отрасли связи в Республике Саха (Якутия) имеется отрицательная динамика среднегодовой численности работников предприятий и организаций в связи с проводимыми мероприятиями по оптимизации численности персонала.
Поскольку в настоящее время в Российской Федерации нет нормативных документов, определяющих состав высокотехнологичных и наукоемких видов экономической деятельности, имеются методологические рекомендации Евростата и UNIDO, согласно которым к перечню высокотехнологичных и наукоемких видов экономической деятельности отнесена деятельность в области электросвязи. С учетом показателей объемов услуг связи в Республике Саха (Якутия) в 2011 году операторами связи оказано услуг электросвязи на сумму 9 752,4 млн рублей.
Для ускоренного развития информационного общества в Республике Саха (Якутия) и интеграции в единое информационное пространство России необходимо обеспечить значительное снижение стоимости предоставляемых населению услуг на основе информационных технологий с одновременным повышением их качества.
Существенным препятствием ускоренному развитию информационного общества в республике является отсутствие массового интерактивного взаимодействия граждан и организаций с государственными органами власти при оказании последними государственных услуг. Использованию потенциала информационных технологий препятствует разрозненность государственных информационных ресурсов, невозможность сопоставить данные, содержащиеся в этих ресурсах, а также значительное дублирование информации.
Основным итогом многолетней работы по информатизации органов государственной власти является наличие компьютерного и сетевого оборудования, при этом уровень развития и использования прикладных информационных систем является недостаточным, не созданы инфраструктурные системы Электронного правительства, в частности:
базы данных, содержащие учетную информацию о ключевых объектах государственного управления, отрывочны и охватывают незначительный временной горизонт;
в незначительном количестве органов государственной власти развернуты и используются комплексные системы электронного документооборота;
существует несовместимость программно - технических решений и невозможность обмена данными между различными государственными информационными системами;
не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями;
не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации;
недостаточными темпами развиваются средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, развитию экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствованию системы принятия государственных управленческих решений, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти.
Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти. Именно эти задачи решает государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие информационного общества в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы", продолжающая направления республиканской целевой программы "Электронная Якутия на период 2009 - 1011 годы".
Основной задачей целевой программы "Электронная Якутия на период 2009 - 2011 годы" являлось создание регионального сегмента инфраструктуры Электронного правительства и предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в первую очередь, внедрение межведомственного электронного взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия).
В 2010 году в Республике Саха (Якутия) завершены организационно-технические мероприятия по I этапу перехода к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде и осуществляются мероприятия II этапа. За этот период определены Перечни государственных услуг, подготовлены Реестр государственных услуг и регламенты их предоставления с указанием перечня документов, необходимых для приема заявки, и указаны сроки оказания услуг.
Для этого создан региональный портал государственных и муниципальных услуг в электронном виде: www.pgusakha.ru.
С 1 июля 2012 года планируется реализация 3 этапа предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, который заключается в том, что граждане и юридические лица смогут подать заявку на получение услуг в электронном виде через сеть Интернет.
Во исполнение Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления" в республике создан и с декабря 2010 года начал работу Единый портал органов государственной власти и местного самоуправления, где отражается вся информация о деятельности органов государственной власти.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2011 года N 748 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2010 года N 325 "О мерах по организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде в Республике Саха (Якутия)" Министерство связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия) определено уполномоченным органом по организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт. Уполномоченной организацией, осуществляющей функции по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт, определено ГБУ Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр инфокоммуникационных технологий".
Таким образом, в Республике Саха (Якутия) созданы основные организационные предпосылки для завершения построения системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Состояние региональной инфокоммуникационной инфраструктуры во многом определяет степень готовности Республики Саха (Якутия) как части информационного общества Российской Федерации. Анализ текущей ситуации в этой сфере свидетельствует о следующем.