Недействующий

Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие дорожного хозяйства и транспорта в Ярославской области" на 2014 - 2025 годы (с изменениями на 23 декабря 2020 года)



I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы


Реализация Государственной программы направлена на изменение целевого образа транспортной системы, состоящей из дорожной и транспортной инфраструктур, обеспечивающих базовые условия жизнедеятельности населения и развития экономики региона.


Требования потребителей (население, бизнес) к дорожной и транспортной инфраструктурам в настоящее время следующие:


- доступность транспортных услуг, гарантирующих комфорт и безопасность;


- минимизация транспортной составляющей в себестоимости продукции.


Несмотря на общее улучшение ситуации в транспортной системе, дорожная инфраструктура и система общественного пассажирского транспорта не в полной мере отвечают существующим потребностям и перспективам развития Ярославской области. В первую очередь это связано с неравномерностью развития внутри самой транспортной системы. При этом парк автомобилей по Ярославской области за 2014 год вырос на 5,8 процента по сравнению с 2013 годом. На 01.01.2015 количество зарегистрированных автомобилей уже составило 393691 единицу, что показывает положительную динамику роста автомобильного парка в Ярославской области. Идет явное отставание темпов роста протяженности новых дорог и увеличения пропускной способности существующих автомобильных дорог от темпов роста автомобилизации и интенсивности дорожного движения, что приводит к существенному росту транспортных расходов, снижению скорости доставки грузов и пассажиров, ограничению транспортной доступности сельских территорий, повышению уровня аварийности.


Общая протяженность автомобильных дорог, проходящих по территории Ярославской области, включая улично-дорожную сеть населенных пунктов, по состоянию на 01.01.2018 составляет 18413,505 км, в том числе федеральные автомобильные дороги, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, - М-8 "Холмогоры" и "М-8 "Холмогоры" - "Подъезд к г. Кострома" - протяженностью 324,6 км, автомобильные дороги регионального значения общей протяженностью 6283,905 км, из них 5847,816 км (93 процента) с твердым покрытием.


В ведении муниципальных образований области находятся автомобильные дороги и улично-дорожная сеть (включая проезды, площади и так далее) протяженностью 11805,0 км (64 процента), из них 3605,41 км (31 процент) с твердым покрытием. Усовершенствованный тип покрытия имеет лишь пятая часть муниципальных дорог (2215,7 км), преимущественно это улично-дорожная сеть городских округов и городских поселений. Большая часть дорог имеет грунтовый или гравийный тип покрытия. Доля дорог местного значения, не соответствующая нормативным требованиям, составляет более 80 процентов. Особую проблему составляет состояние внеклассных мостов в городских округах, требующих срочного проведения работ по реконструкции или капитальному ремонту.


На автомобильных дорогах Ярославской области эксплуатируется 341 мостовое сооружение общей протяженностью 14861 пог. м и 6818 водопропускных труб, общая протяженность которых составляет 98451 пог. м. Большая часть мостов имеет неудовлетворительное состояние и требует срочного проведения ремонтных работ, в том числе замены конструктивных элементов и увеличения пропускной способности. Аналогичная ситуация складывается с состоянием водопропускных труб, конструкции которых не рассчитаны на возросшие нагрузки.


Около 72 процентов от общей протяженности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Ярославской области приходится на дороги III и IV технических категорий.


Автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения связывают Ярославскую область с соседними Костромской, Тверской, Вологодской, Ивановской, Московской, Владимирской областями, соединяют областной центр со всеми муниципальными образованиями области, обеспечивают жизнедеятельность городов и населенных пунктов, в которых проживает около 1,3 млн. человек. По указанным дорогам проходят основные транспортные потоки грузовых и пассажирских перевозок для обеспечения нужд и потребностей региона. Значительная часть населенных пунктов Ярославской области не имеет других подъездных путей, кроме автомобильных дорог, что предопределяет безальтернативное использование автомобильного транспорта.


С 2003 года по 2011 год из-за уменьшения общего объема финансирования дорожной отрасли в Ярославской области наблюдалось значительное снижение доли затрат на реконструкцию, ремонт и содержание региональных автомобильных дорог, что повлекло за собой уменьшение объемов дорожных работ и, как следствие, снижение транспортно-эксплуатационных показателей дорог. За почти десятилетний период стагнации отрасли было отремонтировано всего 154 км дорог регионального и межмуниципального значения, построено и реконструировано всего 66 км, из которых большая часть (43 км) была построена и реконструирована с финансовой помощью федерального бюджета. Данный период в отрасли отмечен не только ограниченным финансированием и малыми объемами дорожных работ, но и высоким ростом рыночных цен на дорожные работы и материалы, ростом интенсивности дорожного движения и изменения состава движения в сторону увеличения грузоподъемности транспортных средств. Требования по межремонтным срокам из года в год не выполнялись, прогрессирующими темпами увеличивалось количество неотремонтированных участков дорог. К настоящему времени недоремонт составляет 98 процентов всей действующей сети. Принимаемых мер по обеспечению проезда на дорогах и безопасности дорожного движения явно было недостаточно, уровень затрат на содержание дорог составлял от 16 до 18 процентов от утвержденного норматива.


В результате 66 процентов (почти 4300 км региональных автомобильных дорог) не соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию. Это основной показатель, определяющий дорожную деятельность в регионе. В среднем по Центральному федеральному округу доля дорог, не соответствующих нормативным требованиям, составляет 62,4 процента, Ярославская область занимает в Центральном федеральном округе десятое место, при этом уступая соседним Ивановской и Владимирской областям. От среднероссийского уровня Ярославская область отстает на 6 процентов. Намного хуже состояние дорог местного значения: более 80 процентов не соответствует нормативным требованиям, отставание от среднероссийского уровня составляет более чем 20 процентов. Неудовлетворительное состояние дорог - одна из слабых сторон социально-экономического развития Ярославской области.


В среднем по области ежегодный прирост сети дорог общего пользования с твердым покрытием за счет нового строительства и реконструкции составляет 0,1 - 0,25 процента. Недостаточный уровень финансирования дорожной отрасли до 2012 года не позволял развивать сеть соединительных и хордовых дорог, что существенно тормозит движение транспортных потоков. А это, в свою очередь, ведет к увеличению стоимости перевозок и повышению уровня загрузки дорог.


Из 6040 сельских населенных пунктов Ярославской области не имеют связи с дорогами общего пользования по дорогам с твердым покрытием 3305 пунктов (54,7 процента), что ограничивает круглогодичную транспортную доступность указанных населенных пунктов, приводит к отсутствию возможности предоставления необходимых социальных услуг, квалифицированной медицинской помощи. Из них 37 населенных пунктов имеют численность постоянно проживающего населения более 40 человек.