Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июня 2014 года N 572-п


Об утверждении государственной программы Ярославской области "Охрана окружающей среды в Ярославской области" на 2014 - 2021 годы

(с изменениями на 6 февраля 2020 года)

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 22.09.2014 N 917-п, от 03.12.2014 N 1259-п, от 19.01.2015 N 25-п, от 18.03.2015 N 287-п, от 05.06.2015 N 617-п, от 27.11.2015 N 1283-п, от 25.10.2017 N 774-п, от 03.07.2018 N 502-п, от 02.04.2019 N 245-п, от 11.07.2019 N 497-п, от 06.02.2020 N 86-п)



В соответствии с постановлением Правительства области от 17.01.2013 N 7-п "О Программе Правительства области на среднесрочный период 2013 - 2015 годов и внесении изменения в постановление Правительства области от 09.02.2012 N 87-п"


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ярославской области "Охрана окружающей среды в Ярославской области" на 2014 - 2021 годы.


(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 11.07.2019 N 497-п)


2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы образования, охраны объектов культурного наследия, имущества и природопользования


(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 18.03.2015 N 287-п, от 25.10.2017 N 774-п, от 02.04.2019 N 245-п)


3. Постановление вступает в силу с момента подписания.



Губернатор области
С.Н.ЯСТРЕБОВ



Утверждена
постановлением
Правительства области
от 11.06.2014 N 572-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2021 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 22.09.2014 N 917-п, от 03.12.2014 N 1259-п, от 19.01.2015 N 25-п, от 18.03.2015 N 287-п, от 05.06.2015 N 617-п, от 27.11.2015 N 1283-п, от 25.10.2017 N 774-п, от 03.07.2018 N 502-п, от 02.04.2019 N 245-п, от 11.07.2019 N 497-п, от 06.02.2020 N 86-п)


ПАСПОРТ государственной программы Ярославской области "Охрана окружающей среды в Ярославской области" на 2014 - 2021 годы"

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 02.04.2019 N 245-п, от 11.07.2019 N 497-п)

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 25.10.2017 N 774-п)

Ответственный исполнитель государственной программы Ярославской области "Охрана окружающей среды в Ярославской области" на 2014 - 2021 годы (далее - Государственная программа)

департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области,

директор департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области - главный государственный инспектор Ярославской области в области охраны окружающей среды Пеньков Дмитрий Владимирович, тел. (4852) 40-19-08

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 03.07.2018 N 502-п, от 02.04.2019 N 245-п, от 11.07.2019 N 497-п)

Куратор Государственной программы

заместитель Председателя Правительства области Колесов Роман Андреевич,

тел. (4852) 40-18-46

Сроки реализации Государственной программы

2014 - 2021 годы

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 11.07.2019 N 497-п)

Цель Государственной программы

повышение уровня экологической безопасности на территории Ярославской области, рациональное использование и охрана природных ресурсов

Объем финансирования Государственной программы за счет всех источников

всего по Государственной программе - 3631,91 млн. руб., в том числе:

- 2014 год - 2356,728 млн. руб., из них:

федеральные средства - 176,071 млн. руб.;

областные средства - 125,437 млн. руб.;

местные бюджеты - 55,220 млн. руб.;

внебюджетные источники - 2000,00 млн. руб.;

- 2015 год - 213,680 млн. руб., из них:

федеральные средства - 130,034 млн. руб.;

областные средства - 81,995 млн. руб.;

местные бюджеты - 1,651 млн. руб.;

- 2016 год - 90,492 млн. руб., из них:

федеральные средства - 8,816 млн. руб.;

областные средства - 81,296 млн. руб.;

местные бюджеты - 0,380 млн. руб.;

- 2017 год - 62,267 млн. руб., из них:

федеральные средства - 17,443 млн. руб.;

областные средства - 42,101 млн. руб.;

местные бюджеты - 2,723 млн. руб.;

- 2018 год - 132,891 млн. руб., из них:

федеральные средства - 10,703 млн. руб.;

областные средства - 37,688 млн. руб.;

средства других бюджетов - 84,500 млн. руб.;

- 2019 год - 214,496 млн. руб., из них:

федеральные средства - 69, 935 млн. руб.;

областные средства - 51,279 млн. руб.;

местные бюджеты - 13,822 млн. руб.;

средства других бюджетов - 79, 460 млн. руб.;

- 2020 год - 231,787 млн. руб., из них:

федеральные средства - 64,803 млн. руб.;

областные средства - 108,921 млн. руб.;

местные бюджеты - 58,063 млн. руб.;

- 2021 год - 329,567 млн. руб., из них:

федеральные средства - 290,523 млн. руб.;

областные средства - 38,484 млн. руб.;

местные бюджеты - 0,560 млн. руб.

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 06.02.2020 N 86-п)

Перечень подпрограмм и основных мероприятий, входящих в состав Государственной программы:

Ведомственная целевая программа "Управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием в Ярославской области"

департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области,

директор департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области - главный государственный инспектор Ярославской области в области охраны окружающей среды Пеньков Дмитрий Владимирович, тел. (4852) 40-19-08,

начальник отдела экономики и планирования департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Милкина Наталия Александровна, тел. (4852) 40-01-95

(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 03.07.2018 N 502-п)

Ведомственная целевая программа "Охрана и использование животного мира и водных биологических ресурсов в Ярославской области"

департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области,

директор департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области - главный государственный инспектор Ярославской области в области охраны окружающей среды Фирсов Юрий Викторович, тел. (4852) 40-19-08,

начальник отдела бухгалтерского учета и материально-технического обеспечения департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области

Полякова Инна Борисовна, тел. (4852) 40-01-84

Областная целевая программа "Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Ярославской области"

департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области,

директор департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области - главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды Ярославской области Игнатьев Сергей Игоревич, тел. (4852) 40-19-08,

начальник отдела экологического нормирования департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Тумакова Людмила Дмитриевна, тел. (4852) 40-02-24,

начальник отдела экономики и планирования департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Васильева Вера Викторовна, тел. (4852) 40-01-95

Региональная программа "Развитие водохозяйственного комплекса Ярославской области" на 2013 - 2022 годы

департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области,

директор департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области - главный государственный инспектор Ярославской области в области охраны окружающей среды Пеньков Дмитрий Владимирович, тел. (4852) 40-19-08,

заместитель председателя комитета природных ресурсов и экологии - начальник отдела природопользования департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Шведова Наталья Владимировна, тел. (4852) 40-02-09

(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 03.07.2018 N 502-п, от 11.07.2019 N 497-п, от 06.02.2020 N 86-п)

Электронный адрес размещения Государственной программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

http://www.yarregion.ru/default.aspx



I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы


1. Ярославская область входит в число староосвоенных промышленных регионов страны с доминированием производств индустриального типа. Здесь расположены предприятия машиностроения и металлообработки, химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей, гидро- и теплоэнергетики, легкой и пищевой промышленности.


Вследствие большой техногенной нагрузки Ярославская область относится к регионам с высокой экологической напряженностью. Особенности экологической обстановки в Ярославской области и возникающие экологические проблемы в основном обусловлены негативными последствиями хозяйственной деятельности предшествующих лет, местными природными условиями и характером воздействия на них промышленности, транспорта, коммунального и сельского хозяйства, уровня экологической культуры населения и других факторов.


Экологические проблемы области связаны с влиянием измененного гидрологического режима зарегулированной реки Волги на водные и наземные экосистемы, с антропогенным загрязнением воды, воздуха, почвы и его влиянием на здоровье населения, с сохранением биологического разнообразия, с сохранением и поддержанием особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ).


Оценивая экологическое состояние территории Ярославской области, охрану окружающей среды и использование природных ресурсов, можно сделать следующие основные выводы.


2. Устойчивое развитие Ярославской области (природоохранный аспект).


Использование природных ресурсов региона носит в целом устойчивый характер; факта социально опасной истощимости основных природных ресурсов Ярославской области (подземные и поверхностные воды, древесные и недревесные ресурсы леса, сельскохозяйственные угодья, охотничье-промысловые виды животных, песчано-гравийное сырье и другие) в ближайшие 30 лет при современных темпах и формах их использования не ожидается. В то же время ряд тенденций в их использовании настораживает.


За период с 1997 по 2007 год в структуре природного капитала Ярославской области (рассчитанного на основании доходных методов) произошли существенные изменения. Более чем в 2 раза сократилась доля экономической ценности водных ресурсов, возросла доля земель сельскохозяйственного назначения, минерально-сырьевых ресурсов, что свидетельствует об оживлении экономики региона.


Экологические проблемы Ярославской области важно адекватно отражать в базовых показателях развития региона. В связи с этим важнейший показатель устойчивости развития региона - "природный капитал" - должен стать важным аналитическим инструментом. Мониторинговый анализ его динамики, изменений и структуры целесообразно шире использовать в стратегическом планировании рационального природопользования. Это позволяет выявить новые возможности получения доходов бюджета там, где есть реальные финансовые потоки, а также своевременно определить ситуации, где излишняя жесткость налоговой и тарифной политики чрезмерно угнетает бизнес или выявляется опасность социально и экологически опасного истощения природного капитала.


3. Климатическая характеристика.


Ускорившиеся климатические изменения в регионе проявляются в наблюдении более частых жарких дней и ночей (с более высокой температурой), меньшего числа холодных дней и ночей; в более частых потеплениях/периодах аномально жаркой погоды; в повышенной частоте выпадения значительного количества осадков; в повышении рисков высоких паводков и зон подтопления от водохранилищ. По мнению Росгидромета, сохранение и даже усиление тенденций климатических изменений, предполагаемые на ближайший период (по крайней мере на ближайшие 5 - 10 лет) необходимо учитывать уже сегодня в экономической деятельности погодозависимых отраслей и в развитии социальной инфраструктуры. Системное программно-целевое выполнение адаптационных мероприятий в чувствительных секторах экономики региона позволит, с одной стороны, предотвратить негативные воздействия, а с другой - максимально использовать возможные положительные проявления.


По оценкам Росгидромета, в регионе следует ожидать сокращения отопительного периода на 1 - 2 дня. Вследствие увеличения изменчивости температуры воздуха и учащения оттепелей зимой можно ожидать ускорения разрушения зданий и уменьшения срока их службы; более частого и интенсивного обледенения проводов линий электропередачи, других воздушных линий и разрыв проводов; повышенной скользкости дорог; ухудшения качества теплоснабжения; роста риска аварий на магистральных трубопроводах.


Изменения в количестве осадков и снежном покрове, режиме таяния снега и ледоходов будут все в большей степени влиять на объем и режим речного стока. Если эта тенденция продолжится, то потребуются дополнительные меры по защите гидротехнических сооружений, пересмотр показателей их надежности; особенно опасными становятся переходы через водные объекты линейных нефте- и газопроводов; возможна интенсификация оползневых процессов и увеличение продолжительности затопления земель во время паводков. Следует учитывать также возрастание повторяемости пожаров в лесах и на торфяниках. Может нарастать риск снижения урожайности, прежде всего яровых зерновых культур, в результате уменьшения влагозапаса почв в вегетационный период.


По мнению специалистов Института биологии внутренних вод имени И.Д. Папанина Российской академии наук, в настоящее время возросли масштабы и темпы распространения инвазивных видов растений и животных, особенно водных, в водохранилищах Ярославской области.


Наряду с этим наблюдается улучшение условий увлажнения в осенний период и заметное уменьшение повторяемости лет с вымерзанием озимых культур, что смягчает отрицательные последствия повышения засушливости климата.


Что касается отходов производства и потребления, климатические изменения воздействуют на их морфологический состав (рост количества пластиковой упаковки вследствие повышения спроса на прохладительные напитки, утилизация возросшего количества отработанных кондиционеров и т.п.), на условия работы с отходами, графики уборки и транспортировки (вследствие ускорения биохимических процессов гниения и др.).


4. Атмосферный воздух.


Сегодня загрязнение воздуха рассматривается в качестве одной из основных причин преждевременной смертности в мире, обусловленной экологическими факторами. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в Ярославской области являются промышленные предприятия и автотранспорт. Общий объем выбросов загрязняющих веществ в 2012 году составил 195,6 тыс. тонн, или 97,4 процента к уровню 2011 года. Из общего объема выбросы от стационарных источников составили 77,3 тыс. тонн (39,5 процента); на автотранспорт (передвижные источники) пришлось 118,3 тыс. тонн (60,5 процента). В целом в 2012 году сохранилась тенденция незначительного снижения общего объема выбросов с преобладанием выброса от автотранспорта. Аналогичная ситуация наблюдалась и в целом по Центральному федеральному округу (далее - ЦФО), когда выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух сократились с 1995 года по 2012 год на 34 процента. При этом вклад Ярославской области по сравнению с соседними регионами Верхневолжья уменьшился с 42 процентов в 1995 году до 30 процентов в 2012 году; вклады других регионов за рассматриваемый период несколько возросли.


В разрезе видов экономической деятельности основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха в 2012 году вносили обрабатывающие производства (40 тыс. тонн), транспорт и связь (21,4 тыс. тонн), а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды (11,2 тыс. тонн). В качестве позитивного явления следует отметить снижение начиная с 1995 года удельного показателя объема выбросов загрязняющих веществ на единицу валового регионального продукта.


Увеличение массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта обусловлено ростом количества автомобильного транспорта в сочетании с отставанием развития соответствующей дорожно-транспортной инфраструктуры и использованием некачественного топлива.


В Ярославской области на постоянной основе за счет федерального бюджета ведется государственный мониторинг атмосферного воздуха в 3 городах (Ярославле, Рыбинске, Переславле-Залесском) на 8 стационарных постах наблюдения. За счет средств областного бюджета начиная с 2012 года проводятся наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в 3 населенных пунктах, не включенных в государственную систему наблюдений и контроля.


Наибольшая антропогенная нагрузка на атмосферный воздух наблюдается в городе Ярославле, который является индустриальным промышленным центром области.


Для характеристики качества атмосферного воздуха используется комплексный показатель - индекс загрязнения атмосферы (далее - ИЗА), который отражает уровень хронического, длительного загрязнения атмосферного воздуха. По данным Ярославского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", величина ИЗА по городу Ярославлю в 2012 году составляла 7 (высокий) в сравнении с 6 (повышенный) в 2011 году. Увеличение ИЗА произошло в основном за счет увеличения концентрации загрязняющих веществ от эксплуатации передвижных источников загрязнения.


В число приоритетных примесей вошли бенз(а)пирен, диоксид азота, формальдегид, оксид углерода. Средняя годовая концентрация диоксида азота в 2012 году практически сохранилась на уровне 2011 года - 1,1 предельно допустимой концентрации (далее - ПДК). Загрязнение атмосферы бенз(а)пиреном по сравнению с 2011 годом возросло в 1,5 раза, средняя за год концентрация в целом по городу составила 2,7 ПДК. Средняя годовая концентрация формальдегида снизилась по сравнению с 2011 годом в 2,4 раза и не превышала ПДК.


Действия по улучшению состояния атмосферного воздуха в городах и поселениях Ярославской области должны рассматриваться как важный элемент формирования благоприятных условий для повышения качества жизни, экономического роста, социального развития и охраны окружающей среды. Такие действия могут быть объединены в четыре блока: меры, ограничивающие выбросы загрязняющих веществ от основных источников загрязнения - предприятий и автотранспорта; адаптационные меры, снижающие воздействие атмосферных загрязнений на людей в местах их компактного проживания; оперативные действия в городах и поселениях при неблагоприятных климатических условиях; мониторинг атмосферного воздуха, информирование населения, совершенствование системы оповещения о неблагоприятных метеоусловиях.