Недействующий

О РАЗВИТИИ СЕТИ ШКОЛ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ НЕИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ И ФАКТОРАМИ РИСКА

 МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ 2


Это одно из самых сложных занятий, т.к. оно может показаться пациентам несколько скучным и сложным, поэтому его необходимо максимально оснастить наглядным материалом: таблицами, схемами, рисунками, слайдами. Кроме того, следует подчеркнуть в самом начале занятия, насколько важны эти сведения для понимания сущности болезни и процесса обучения.

Необходимо схематично представить строение желудка. Желудок - изогнутый сумкообразный орган, расположен в левой верхней части брюшной полости. Он соприкасается с печенью, селезенкой, поджелудочной железой, диафрагмой и поперечной частью малой кишки. Он может быть различной формы в зависимости от наполнения и положения тела. Пищевод сообщается с желудком посредством входа в желудок.

Ниже, справа, тело желудка заканчивается привратником желудка. Две части объединяются без какой-либо видимой границы. Внутренняя часть желудка покрыта толстой слизистой мембраной, в которой расположены желудочные или пищеварительные железы.

Мышечный слой желудка состоит из продольной и поперечной полосатой мышечной ткани, с помощью которой желудок может сокращаться и растягиваться для продолжения перистальтического продвижения пищи из пищевода в пищеварительный тракт.

Желудок окружает брюшина. Брюшина позволяет желудку изменять размеры в пределах брюшной полости в зависимости от объема принимаемой пищи.

Необходимо рассказать об основных железах, вырабатывающих отдельные компоненты желудочного содержимого: главных, которые вырабатывают пепсины (ферменты, расщепляющие белки); обкладочных, продуцирующих соляную кислоту, добавочных, выделяющих мукоидный секрет, и других.

За сутки желудок человека вырабатывает 2,0 - 2,5 л желудочного сока. Это прозрачная бесцветная жидкость, в состав которой входит 0,3 - 0,5% соляной кислоты.

Соляная кислота вызывает денатурацию и набухание белков, тем самым готовя их расщеплению ферментами, кроме того, она играет роль антибактериальной защиты и регуляции деятельности желудочно-кишечного тракта.

Мукоидный секрет содержит слизь, которая защищает слизистую оболочку желудка от механических, химических и термических раздражителей.

Желудочные железы вырабатывают желудочный сок в небольшом количестве. Его производство резко увеличивается при приеме пищи. В зависимости от вида пищевых продуктов количество вырабатываемого секрета, длительность и переваривающая сила сока различны. Наиболее сильным раздражителем является мясо, слабым - молоко.

Необходимо рассказать слушателям о пищеварительных функциях желудка. К ним относится механическая и химическая переработка пищи, порционная эвакуация пищевого содержимого в кишечник.

Вся деятельность желудка находится под постоянным контролем ЦНС. В первой фазе ("мозговой") происходит выделение желудочного секрета на вид и запах пищи, окружающую обстановку, звуки и т.д.

Вторая фаза, "желудочная", начинается при непосредственном воздействии на слизистую оболочку желудка самого пищевого содержимого.

Третья фаза, "кишечная", начинается при продвижении пищевого комка по тонкому кишечнику. Вырабатываемые в нем ферменты влияют на секреторную деятельность желудка.

Секреция желудочных желез в большой степени зависит от характера питания. Если большую часть пищи составляют углеводы, то секреция, увеличившись в первую фазу, тормозится во вторую и третью фазу. При питании, главным образом белковой пищей, количество секрета, выделяемого во вторую и третью фазу, значительно больше, чем в первую.

Моторная функция желудка осуществляется посредством сокращения гладкой мускулатуры стенок. Моторика обеспечивает депонирование пищи в желудке, перемешивание ее с желудочным соком, перемещение содержимого желудка к выходу в кишечник и, наконец, порционную эвакуацию его в двенадцатиперстную кишку.

Конечно, здесь дается лишь схема проведения занятия. Его необходимо раскрыть более глубоко, дать более широкую картину пищеварения и указать, какие изменения в системе желудочного пищеварения могут привести к возникновению предъязвенного состояния, а затем и развитию язвенного дефекта.