Недействующий

О РАЗВИТИИ СЕТИ ШКОЛ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ НЕИНФЕКЦИОННЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ И ФАКТОРАМИ РИСКА

Факторы риска

 Заболевания   

Неправильное
 питание    

 Неумеренное
употребление
 алкоголя  

Курение

Гиподинамия

Стресс

Загрязнение
 окружающей
 среды  

 Сердечно-сосудистые болезни                          

ИБС            

<**>

<**>

<**>

<**>

Инсульт        

<**>

<**>

<*>

<**>

<**>

Гипертония     

<**>

<**>

<*>

<**>

<**>

 Рак                                     

Прямой кишки   

<**>

Легких         

<**>

<*>

Гортани        

<*>

<**>

Желудка        

<*>

Болезни органов
дыхания        

<**>

<**>

Диабет         

<**>

<**>

<**>

<**>

Остеопороз     

<**>

<**>

<*>

<**>

________________

<**> - высокий риск.

<*> - риск.

Для того чтобы информировать членов общества о возможностях устранения или ослабления вредных для здоровья факторов, привлечь внимание к необходимости таких действий и положить начало обсуждению этих проблем, следует использовать все возможные способы и каналы воздействия на население, включая школы, работу, магазины, общественные здания, медицинские учреждения, средства массовой информации, а также различные общественные и добровольные организации.

Программа обучения в школе по факторам риска рассчитана на 6 - 10 занятий.

Занятия проводятся в группах численностью 12 - 15 человек, которые объединяются по возрасту, уровню интеллекта, образованию, интересам, что позволяет более эффективно проводить занятия. Помимо информирования больных решающим звеном для создания выраженной мотивации является постоянное вовлечение их в групповую дискуссию, поощрение стремления поделиться собственными эмоциональными переживаниями, возникающими в связи с заболеванием, накопленным индивидуальным опытом по лечению и профилактике артериальной гипертонии.

Пособие предназначено для врачей, проводящих занятия в школах здоровья с пациентами, имеющими психологические и поведенческие факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний, и читающих лекции для населения.

Обучение пациентов с психологическими и поведенческими факторами риска развития хронических неинфекционных заболеваний (далее - ФР) в школах здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор "Сложные комплексные медицинские услуги" - Приказ МЗ РФ N 268 от 16.07.2001 "Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации" и классифицируется 04.069.01:

04 - медицинские услуги по профилактике;

069 - прочие;

01 - школа для пациентов с ФР.

Занятия для лиц разных возрастных и социальных групп различаются по объему и содержанию. Результатом их должны стать изменения в образе мышления, эмоциях и действиях обучающегося.

 Тема          

 Критерии результата обучения пациента

Занятие 1. Введение
Понятие о здоровье и
благополучии
Основные факторы риска
Важнейшие хронические
неинфекционные
заболевания (ХНИЗ)      

После занятия обучающиеся должны знать:
- Об основных ХНИЗ
- О факторах, влияющих на здоровье и
благополучие
- О факторах риска ХНИЗ                

Занятие 2. Пища и
характер питания
Основные питательные
вещества
Витамины и минералы
Избыточный вес и его
роль как фактора риска
Принципы рационального
питания                 

После занятия обучающиеся должны знать:
- О значении питания для здорового
человека
- Об основных компонентах питания
- О роли питания в развитии ХНИЗ
- О методах оценки избыточного веса
- Сформулировать принципы рационального
питания                                

Занятие 3. Гиподинамия и
физическая активность
Влияние гиподинамии на
организм
Формы физической
активности
Рекомендации по
поддержанию физической
формы                   

После занятия обучающиеся должны знать:
- О влиянии малоподвижного образа жизни
на организм
- О роли гиподинамии как фактора риска
ХНИЗ
- Об основных способах поддержания
физической формы                       

Занятие 4. Табак и
здоровье
Действие табака, формы
употребления табака
Вредные эффекты курения
Пассивное курение
Памятка для желающих
бросить курить          

После занятия обучающиеся должны знать:
- Состав табака и влияние его
компонентов на здоровье
- О роли курения в развитии ХНИЗ
- Уметь оказать помощь человеку,
желающему бросить курить               

Занятие 5. Алкоголь и
здоровье                

После занятия обучающиеся должны знать:
- О влиянии алкоголя на организм
- О роли алкоголя в развитии ХНИЗ      

Занятие 6. Стресс и
здоровье
Понятие о стрессе,
стрессоре, общем
адаптационном синдроме
Роль стресса в развитии
заболеваний
Формы проявления
стрессовых состояний
Общие принципы борьбы со
стрессом                

После занятия обучающиеся должны знать:
- Симптомы стресса
- Факторы, усиливающие стресс
- Факторы, способствующие устойчивости
к стрессу
- Формы проявления стресса
- Методы борьбы со стрессом