В условиях проводимых демократических преобразований принятие в нашей стране Декларации прав и свобод человека и гражданина, новой Конституции Российской Федерации, Федеральных законов "О безопасности", "Об охране окружающей природной среды", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и других законодательных актов показывает, что главным объектом обеспечения безопасности рассматривается сегодня человек, а субъектом - государство. Обеспечение безопасности (защищенности) человека заключается в ограничении или снятии угроз безопасности, т.е. совокупности условий и фактов, создающих опасность жизненно важным интересам личности и, в первую очередь, ее жизни и здоровью.
Характерной особенностью Красноярского края является большая протяженность территории с севера на юг и с запада на восток, большая плотность населения, проживающего в крупных городах, концентрация культурных и материальных ценностей в них, наличие значительного количества потенциально опасных объектов и пересечение территории края магистральными транспортными системами общегосударственного значения. Отдельной особенностью края является наличие обширной зоны Крайнего Севера и заполярного Норильского промышленного района как крупного промышленного центра России. Это определяет высокую вероятность возникновения и тяжесть возможных последствий чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), повышенную опасность для жизни и здоровья населения.
В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ предупреждение и ликвидация ЧС являются актуальными задачами краевой и местных администраций, существующих служб краевого и местного уровня (управлений и отделов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, государственной противопожарной службы, экстренной медицинской помощи, служб коммунального хозяйства, криминальной милиции, государственной инспекции безопасности дорожного движения и др.) и требуют, как правило, их совместных действий.