В настоящее время при угрозе или ликвидации ЧС важную роль играют дежурные и диспетчерские органы: центральные диспетчерские органы краевого уровня (далее - ЦДО) и дежурно-диспетчерские службы городского (районного) уровня вышеназванных краевых, городских (районных) служб (далее - ДДС). Они входят в единую систему оперативно-диспетчерского управления Красноярского края (далее - ЕСОДУ края), находятся в постоянной готовности к действиям и уполномочены принимать соответствующие решения для проведения необходимых экстренных мер.
На всех потенциально опасных и жизненно важных для края, городов, районов края объектах экономики, многих объектах социальной инфраструктуры также организовано круглосуточное дежурство.
Однако существующие ДДС организационно и технически не объединены в масштабах края, города, района, что затрудняет их согласованные действия при чрезвычайных ситуациях.
При угрозе или возникновении крупномасштабных ЧС <*> руководство и координация работ по их предупреждению и ликвидации возлагается на администрацию края и ее специальный орган - комиссию по чрезвычайным ситуациям Красноярского края (далее - КЧС <**> края), в которую входят представители всех необходимых краевых служб, управлений, организаций; местных и части локальных ЧС - на администрации городов (районов) и их специальные органы - комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС <**> города (района), в которые входят представители всех необходимых городских (районных) служб, управлений, отделов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС).
________________
<*> - Классификация чрезвычайных ситуаций предусмотрена Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, введенным в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
<**> - Создание комиссий по чрезвычайным ситуациям предусмотрено Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, введенным в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
При угрозе или возникновении ЧС эти органы не в состоянии немедленно приступить к выполнению своих функций, так как на приведение их в готовность требуется определенное время, поэтому на начальном этапе ликвидации угрозы ЧС или возникшей крупной или локальной ЧС очень важна скоординированная деятельность имеющихся ЦДО, ДДС.
Как при локальных и других ЧС необходимо также обеспечивать совместные действия сил и средств городских, районных служб. Однако органы управления, координирующие их работу, в городах и районах, как правило, отсутствуют.
Органами, осуществляющими повседневное управление, являются: в ЕСОДУ края - центр управления в кризисных ситуациях администрации края (далее - ЦУКС); в единой системе оперативно-диспетчерского управления города (района) (далее - ЕСОДУ города (района) - единая дежурно-диспетчерская служба города (района) (далее - ЕДДС). ЦУКС находится в составе Главного управления по делам ГО и ЧС при администрации Красноярского края, ЕДДС - в составе городского (районного) органа управления ГОЧС. Они предназначены для координации действий центральных диспетчерских органов края и дежурно-диспетчерских служб городов и районов (в первую очередь, имеющих силы и средства быстрого реагирования на ЧС: экстренного вызова "01", "02", "03" и "04", жилищно-коммунального хозяйства и др.) в рамках краевой подсистемы РСЧС и ее территориальных звеньев.
Целью создания ЕСОДУ в целом, ЦУКС и ЕДДС являются: повышение оперативности реагирования администрации и служб края, органов местного самоуправления, служб городов (районов) на угрозу или возникновение ЧС; повышение эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств постоянной готовности; улучшение слаженности их совместных действий; повышение уровня информированности администрации края, городских и районных администраций, служб о подобных фактах и принятых по ним мерах.
В результате создания ЕСОДУ края и ЕСОДУ города (района) возможные негативные последствия чрезвычайных ситуаций будут существенно снижены.