Расширение масштабов практического использования результатов космической деятельности (далее - РКД) обусловлено необходимостью использования дополнительных резервов, способных придать новый импульс развитию экономики Красноярского края.
Геополитические особенности Красноярского края (протяженная территория с разнообразным рельефом и климатом, высокая доля слабо освоенных и труднодоступных зон, большие запасы природных ресурсов и другие факторы) объективно приводят к необходимости использования таких преимуществ космических систем, как глобальность и непрерывность связи, управления и передачи данных, навигационного, гидрометеорологического, картографического и других видов обеспечения.
В этих условиях эффективное использование результатов космической деятельности и их интеграция с реальными процессами обеспечения жизнедеятельности органов государственной власти и населения приобретает значение стратегического фактора для дальнейшего ускорения социально-экономического развития края.
Однако в настоящее время в Красноярском крае отсутствуют или получили недостаточное развитие многие компоненты, необходимые для эффективного использования результатов космической деятельности.
Так, отсутствует базовый картографический комплект для решения задач мониторинга, управления и навигации общекраевого значения. Имеющиеся в крае цифровые картографические материалы, снимки высокого разрешения и данные дистанционного зондирования земли (далее - ДЗЗ), созданные или приобретенные за счет средств федерального и краевого бюджетов, имеют различные геоинформационные форматы, выполнены с использованием различных систем координат и не могут быть использованы для решения общекраевых задач комплексного анализа и планирования регионального развития и многоаспектного мониторинга состояния природной среды и результатов деятельности субъектов экономики.
Отсутствуют общекраевая геоинформационная система и краевой геопространственный портал (далее - Краевой геопортал). Это затрудняет:
планирование и взаимодействие при решении межведомственных задач;
получение оперативной информации для реагирования соответствующих служб при возникновении криминальных, чрезвычайных ситуаций и охране здоровья.
В Красноярском крае имеется положительный опыт внедрения навигационно-информационных технологий на базе ГЛОНАСС.
В ходе реализации долгосрочной целевой программы "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Красноярского края" на 2009 - 2011 годы (далее - Программа 2009) была создана вся необходимая инфраструктура краевой системы мониторинга с включением в нее жизненно важных участников-перевозчиков.
В результате исполнения Программы 2009:
создан краевой центр мониторинга как ядро системы, где расположены программно-аппаратный комплекс, телекоммуникационный узел связи, средства отображения и диспетчерская служба;
обеспечено сопровождение системы мониторинга транспортных средств на базе российской космической навигационной системы ГЛОНАСС, сопровождение и взаимодействие с оперативными службами РУ ФСБ РФ по Красноярскому краю, ГУ МВД РФ по Красноярскому краю, ГИБДД ГУВД по Красноярскому краю, ГУ МЧС РФ по Красноярскому краю;
мониторингом в режиме реального времени к концу 2011 года будут охвачены 1342 единицы транспорта на территории 50 муниципальных образований края.
Система показала свою эффективность, и имеются предпосылки для ее успешного расширения и развития в рамках данной программы.
В Красноярском крае перевозка пассажиров на автомобильном транспорте осуществляется более чем по 360 маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения, по которым ежегодно перевозится свыше 10 млн. пассажиров.
Подсистема мониторинга пригородных пассажирских перевозок создана в рамках мероприятий Программы 2009 и обеспечивает мониторинг 601 автобуса. В рамках данной программы предусмотрено создание подсистемы межмуниципальных пассажирских перевозок с подключением 525 единиц автобусов.
Указанные обстоятельства требуют незамедлительного решения вопросов:
контроля исполнения перевозчиками своих обязательств по межмуниципальным перевозкам;
обеспечения безопасности пассажирских перевозок.
Интеграция космической и других видов информации с электронными картами, структурирование этой информации в рамках геопространственных и географических информационных систем и их интеграция с системами государственного и муниципального управления должны стать одним из инструментов повышения эффективности различных видов деятельности и функционирования органов управления любого уровня.