Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕРЕСАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ" НА 2012 - 2014 ГОДЫ (с изменениями на: 30.07.2013)

2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование необходимости принятия программы


Расширение масштабов практического использования результатов космической деятельности (далее - РКД) обусловлено необходимостью использования дополнительных резервов, способных придать новый импульс развитию экономики Красноярского края.

Геополитические особенности Красноярского края (протяженная территория с разнообразным рельефом и климатом, высокая доля слабо освоенных и труднодоступных зон, большие запасы природных ресурсов и другие факторы) объективно приводят к необходимости использования таких преимуществ космических систем, как глобальность и непрерывность связи, управления и передачи данных, навигационного, гидрометеорологического, картографического и других видов обеспечения.

В этих условиях эффективное использование результатов космической деятельности и их интеграция с реальными процессами обеспечения жизнедеятельности органов государственной власти и населения приобретает значение стратегического фактора для дальнейшего ускорения социально-экономического развития края.

Однако в настоящее время в Красноярском крае отсутствуют или получили недостаточное развитие многие компоненты, необходимые для эффективного использования результатов космической деятельности.

Так, отсутствует базовый картографический комплект для решения задач мониторинга, управления и навигации общекраевого значения. Имеющиеся в крае цифровые картографические материалы, снимки высокого разрешения и данные дистанционного зондирования земли (далее - ДЗЗ), созданные или приобретенные за счет средств федерального и краевого бюджетов, имеют различные геоинформационные форматы, выполнены с использованием различных систем координат и не могут быть использованы для решения общекраевых задач комплексного анализа и планирования регионального развития и многоаспектного мониторинга состояния природной среды и результатов деятельности субъектов экономики.

Отсутствуют общекраевая геоинформационная система и краевой геопространственный портал (далее - Краевой геопортал). Это затрудняет:

планирование и взаимодействие при решении межведомственных задач;

получение оперативной информации для реагирования соответствующих служб при возникновении криминальных, чрезвычайных ситуаций и охране здоровья.

В Красноярском крае имеется положительный опыт внедрения навигационно-информационных технологий на базе ГЛОНАСС.

В ходе реализации долгосрочной целевой программы "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Красноярского края" на 2009 - 2011 годы (далее - Программа 2009) была создана вся необходимая инфраструктура краевой системы мониторинга с включением в нее жизненно важных участников-перевозчиков.

В результате исполнения Программы 2009:

создан краевой центр мониторинга как ядро системы, где расположены программно-аппаратный комплекс, телекоммуникационный узел связи, средства отображения и диспетчерская служба;

обеспечено сопровождение системы мониторинга транспортных средств на базе российской космической навигационной системы ГЛОНАСС, сопровождение и взаимодействие с оперативными службами РУ ФСБ РФ по Красноярскому краю, ГУ МВД РФ по Красноярскому краю, ГИБДД ГУВД по Красноярскому краю, ГУ МЧС РФ по Красноярскому краю;

мониторингом в режиме реального времени к концу 2011 года будут охвачены 1342 единицы транспорта на территории 50 муниципальных образований края.

Система показала свою эффективность, и имеются предпосылки для ее успешного расширения и развития в рамках данной программы.

В Красноярском крае перевозка пассажиров на автомобильном транспорте осуществляется более чем по 360 маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения, по которым ежегодно перевозится свыше 10 млн. пассажиров.

Подсистема мониторинга пригородных пассажирских перевозок создана в рамках мероприятий Программы 2009 и обеспечивает мониторинг 601 автобуса. В рамках данной программы предусмотрено создание подсистемы межмуниципальных пассажирских перевозок с подключением 525 единиц автобусов.

Указанные обстоятельства требуют незамедлительного решения вопросов:

контроля исполнения перевозчиками своих обязательств по межмуниципальным перевозкам;

обеспечения безопасности пассажирских перевозок.

Интеграция космической и других видов информации с электронными картами, структурирование этой информации в рамках геопространственных и географических информационных систем и их интеграция с системами государственного и муниципального управления должны стать одним из инструментов повышения эффективности различных видов деятельности и функционирования органов управления любого уровня.