Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗОНИРОВАНИИ И ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПЛАНИРОВКЕ ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ" НА 2012 - 2014 ГОДЫ (с изменениями на: 23.12.2013)

2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование необходимости принятия программы

1. Градостроительство является базовой отраслью, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие территорий.

Градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.

Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

Устойчивое развитие территорий - это обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Развитие территории Красноярского края базируется на документах территориального планирования края и муниципальных образований (поселений, муниципальных районов, городских округов). Данные документы являются правовой основой для подготовки документации по планировке территории и последующего размещения объектов капитального строительства.

Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что с 1 января 2010 года не допускается выдача разрешений на строительство объектов всех форм собственности при отсутствии правил землепользования и застройки, подготовка которых осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования.

В связи с тем, что субъектами Российской Федерации требования ГК РФ (в части обеспечения муниципальных образований документами территориального планирования) не выполнены, действие данной нормы продлено до 31.12.2012.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации - Д.А. Медведева от 27.12.2009 N Пр-3499 необходимо в срок до 2012 года обеспечить утверждение документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований края, разработанных в соответствии с требованиями действующего ГК РФ.

В отношении сельских поселений Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования" предусмотрено, что представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии следующих условий:

1) не предполагается изменение существующего использования территории этого поселения, и отсутствует утвержденная программа его комплексного социально-экономического развития;

2) документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района не предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения.

Кроме того, ГК РФ определено, что органы местного самоуправления муниципальных районов утверждают правила землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий.

(абзац введен Постановлением Правительства Красноярского края от 05.10.2012 N 522-п)

В составе Красноярского края имеется 581 муниципальное образование, в том числе 44 муниципальных района, 17 городских округов, 36 городских поселений, 484 сельских поселения. Кроме того, на территории Красноярского края имеется 2 муниципальных образования с межселенными территориями, на которых расположено 23 населенных пункта.

(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 05.10.2012 N 522-п)

По итогам реализации долгосрочной целевой программы "О территориальном планировании края на 2009 - 2011 годы" необходимыми документами территориального планирования, включая правила землепользования и застройки, будут обеспечены 100% городских округов, 100% муниципальных районов, 100% городских поселений и 14,8% сельских поселений. Правила землепользования и застройки межселенных территорий в рамках долгосрочной целевой программы "О территориальном планировании края на 2009 - 2011 годы" не разрабатывались.

(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 05.10.2012 N 522-п)

Таким образом, потребность в обеспечении сельских поселений, межселенных территорий правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями градостроительного законодательства актуальна.

(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 05.10.2012 N 522-п)

В значительной части сельских поселений Красноярского края градостроительная деятельность осуществляется на основе документов территориального планирования, разработанных в период с 1968 по 1986 год и требующих обновлений по составу и содержанию в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Отсутствие в Красноярском крае обновленных документов территориального планирования муниципальных образований края приводит в реальных условиях к необходимости принятия решений на материалах, не соответствующих современным социально-экономическим и правовым условиям.

В связи с ограниченностью средств местных бюджетов муниципальные образования края не имеют возможности самостоятельно разработать проекты планировки и межевания территорий. Данные документы необходимы для дальнейшего развития территорий (выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры дорог, улиц, проездов, линий связи, объектов инженерной и транспортной инфраструктур).

Отсутствие разработанных проектов планировки и межевания территорий, в свою очередь, затрудняет предоставление муниципальными образованиями земельных участков под малоэтажное жилищное строительство многодетным семьям.

Отсутствие правил землепользования и застройки сельских поселений и межселенных территорий приведет к невозможности выдачи разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.

(абзац введен Постановлением Правительства Красноярского края от 05.10.2012 N 522-п)

В настоящее время в крае отсутствует информационная система сведений, обеспечивающая органы государственной власти края и органы местного самоуправления, других субъектов градостроительной деятельности достоверной и полной информацией о состоянии, перспективах, условиях и последствиях осуществления градостроительной деятельности на территории края.

Отсутствуют региональные нормативы градостроительного проектирования, которые должны содержать минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории).

Таким образом, в качестве мероприятий программы определены: