Проблема накопления отходов обостряется в Красноярском крае с каждым годом, при этом наиболее острой остается проблема накопления твердых бытовых отходов (далее - ТБО). Количество отходов (1 - 5 классов опасности), образующихся на территории Красноярского края, составляет около 300 млн. т в год, из них 1,2 млн. т - ТБО. В результате в Красноярском крае сложилась крайне неблагоприятная ситуация в сфере обращения с ТБО, что создает значительные экологические, экономические и социальные проблемы в регионе.
Существующая в Красноярском крае система обращения с ТБО не направлена на использование ТБО в качестве вторичных материальных ресурсов и их дальнейшую переработку и основана преимущественно на непосредственном размещении ТБО на полигонах, в подавляющем большинстве случаев (около 95%) не соответствующих современным нормативным требованиям. Отсутствие сортировки и переработки ТБО при отсутствии в большинстве муниципальных образований Красноярского края полигонов обуславливает наличие большого количества несанкционированных мест размещения отходов.
Применяемые в настоящее время технологии размещения ТБО на полигонах имеют существенные недостатки:
долговременное изъятие из оборота значительных площадей земель;
безвозвратные потери ценных компонентов ТБО;
быстрое переполнение существующих полигонов из-за большого объема и малой плотности размещаемых отходов; средняя плотность ТБО составляет 200 - 220 кг/м3, которая достигает всего лишь 450 - 500 кг/м3 после уплотнения с использованием спецавтотранспорта;
негативное воздействие на окружающую среду (загрязнение и захламление земель, загрязнение поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха).
По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю централизованной системой обращения с отходами в Красноярском крае охвачено только 53% населенных пунктов - это городские округа, крупные городские и сельские поселения. Данная ситуация сложилась в результате недостаточной обеспеченности муниципальных районов и городских округов Красноярского края специализированной современной техникой и оборудованием для сбора и транспортировки отходов потребления с территорий населенных пунктов, а также отсутствием системного контроля за надлежащим сбором и транспортировкой ТБО к объектам их размещения, что приводит к формированию многочисленных несанкционированных мест размещения отходов вокруг населенных пунктов.
Негативное воздействие на природную среду характерно для всех стадий обращения с ТБО, начиная с их сбора и транспортировки и заканчивая подготовкой к использованию компонентов и обезвреживанию или захоронению. Особенно остро это негативное воздействие проявляется в случае неорганизованного транспортирования ТБО к местам несанкционированного размещения.
Положение усугубляется тем, что из-за отсутствия раздельного сбора ТБО и его фактического сбора в общие контейнеры, в мусоропроводы жилых домов вместе с бумагой, полимерной, стеклянной и металлической тарой, пищевыми отходами выбрасываются лекарства с истекшим сроком годности, разбитые ртутьсодержащие термометры и люминесцентные лампы, тара с остатками ядохимикатов, лаков, красок и иные отходы. Все это загрязняет территорию жилых домов, а потом под видом малоопасных отходов транспортируется на полигоны ТБО либо на несанкционированные места размещения отходов, которые чаще всего устраивают в выработанных карьерах, оврагах, заболоченных местах вблизи населенных пунктов, что недопустимо в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Согласно базе данных "Объекты размещения промышленных и бытовых отходов на территории Красноярского края" геоинформационной системы "Обращение с отходами на территории Красноярского края" (разработанной в 2006 году и ежегодно актуализируемой в рамках мероприятия "Создание и ведение информационной системы "Обращение с отходами на территории Красноярского края" ведомственной целевой программы "Охрана окружающей среды в Красноярском крае") на начало 2010 года в крае зарегистрировано 23 действующих полигона ТБО и 683 свалки.
В муниципальных образованиях Красноярского края в основном полностью отсутствуют объекты размещения ТБО, соответствующие современным нормативным требованиям, что создает условия для образования многочисленных несанкционированных мест их размещения.
Текущее состояние и эксплуатация имеющихся полигонов ТБО сопровождается многочисленными нарушениями, которые выражены в несоблюдении правил и требований норм действующего законодательства.
Существующие несанкционированные места размещения бытовых отходов на территории Красноярского края большей частью были организованы более 30 лет назад и являются "исторически" сложившимися местами размещения ТБО.
Общая площадь земель, занятых под полигоны ТБО и учтенных в региональной базе данных несанкционированных мест размещения отходов на территории Красноярского края, составляет 1252 га, из них 320,3 га - занято полигонами, 931,7 га - несанкционированными местами размещения отходов. Кроме учтенных, на территории Красноярского края имеется большое число неучтенных свалок, площадь которых, по экспертным оценкам, составляет от 2 до 5 тыс. га.
Неисполнение органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края возложенных федеральным законодательством полномочий по организации сбора, транспортировки, утилизации и переработки ТБО служит основанием для применения мер реагирования со стороны органов государственного контроля (надзора).
За период 2009 - 2010 гг. судами и арбитражными судами Красноярского края вынесено более 150 решений, предписывающих ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов, при этом большинство решений органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края не исполнено в связи с отсутствием источников финансирования.
Одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития Красноярского края является экологическая устойчивость региона, безусловным требованием которой выступает организация надлежащего сбора, транспортировки, обезвреживания и размещения ТБО, ликвидация всех очагов загрязнения, не отвечающих нормативным требованиям полигонов ТБО, несанкционированных мест размещения ТБО, развитие системы использования вторичных ресурсов путем строительства комплексов по сортировке и переработке ТБО.
За период 2008 - 2011 годов за счет средств краевого бюджета было выделено 145,3 млн руб. на разработку ПСД на строительство полигонов ТБО и строительство полигонов ТБО.
(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 22.04.2013 N 195-п)
Однако предпринимаемых мер недостаточно. Потребности муниципальных образований Красноярского края в финансировании разработки ПСД и строительства новых полигонов ТБО, рекультивации запрещенных к эксплуатации полигонов ТБО значительно превышают возможности текущего финансирования.
Приоритетным направлением в области обращения с ТБО считается переход от захоронения к их использованию в качестве вторичного сырья. Несмотря на это, в Красноярском крае в настоящее время полномасштабное использование отходов, в том числе посредством сортировки и переработки ТБО, не организовано. Доля использования ТБО в качестве вторичных ресурсов не превышает 5% от объема образуемых отходов. В то время как в российских регионах-лидерах (Самарская область, город Москва, Нижегородская область) она достигла 20 - 30% и более, а в развитых европейских странах составляет 30 - 50% и выше.
Объем утилизируемых фракций, который может быть после сортировки использован в качестве вторичного сырья, составляет до 50% от общего количества отходов, в том числе: бумага, картон - 26 - 35%; дерево - 2 - 5%; металл цветной - 0,5 - 1,5%; металл черный - 3 - 4%; текстиль - 4 - 6%; кости - 1 - 2%; стекло - 4 - 6%; кожа, резина - 2 - 3%; пластмасса - 3 - 4%, пищевые отходы - 32 - 39%.
Таким образом, сбор и транспортировка неотсортированных отходов без их переработки к местам размещения и захоронения ведут к безвозвратной ежегодной потере на территории Красноярского края до 140 тыс. т макулатуры, 20 тыс. т черных и цветных металлов, 25 тыс. т полимерных материалов, 150 тыс. т пищевых отходов, 6 тыс. т стекла, имеющих реальный спрос на рынке вторичного сырья.
Основными проблемами, препятствующими увеличению использования отходов в качестве вторичных ресурсов в экономике Красноярского края, являются:
1) отсутствие нормативной правовой базы, стимулирующей использование отходов посредством их переработки и потребления вторичных материальных ресурсов, в том числе отсутствие краевого закона, регулирующего сферу обращения с отходами в регионе;
2) отсутствие единой информационной среды, обеспечивающей участников рынка достоверной информацией об объемах и источниках образования отходов, потребностях во вторичных материальных ресурсах, доступных технологиях их использования и переработки;
3) отсутствие системного подхода к организации сбора компонентов ТБО, направленного на извлечение вторичных ресурсов;