Ключевым моментом, обеспечивающим создание и функционирование НГК, является строительство инфраструктуры для транспорта нефти и газа. Как показали расчеты, при принятой стратегии формирования НГК строительство трубопроводной сети будет осуществляться поэтапно и географически будет привязано к двум основным центрам добычи: северо-запад Красноярского края и Таймырский автономный округ, юг Эвенкийского автономного округа и Приангарье.
По срокам строительства предполагается ввод в эксплуатацию нефтепровода Ванкор - Кынское месторождение - Пурпе в 2011 году.
Нефтепровод ЮТМ - Кучеткан может быть введен в эксплуатацию в 2008 году, а нефтепровод ЮТМ - Нижняя Пойма - к 2011 году. Газопроводная сеть от Собинско-Тэтэринского и Нижнеангарского НГДР, а также от Юрубчено-Тохомского будет построена в 2012 году, так же как и газопровод Нижняя Пойма - Красноярск. Окончательное создание инфраструктуры транспорта нефти и газа должно быть завершено к 2015 году.
Крайне важно обеспечить синхронизацию по срокам и объемам промышленного освоения базовых месторождений и месторождений-спутников со строительством объектов транспорта и переработки нефти и газа.
Первый этап формирования НГК до 2010 года должен быть в значительной мере ориентирован на обеспечение внутренних потребностей всех трех регионов в нефти и нефтепродуктах. При этом строительство МНПЗ в районе Ванкорского месторождения с годовым объемом переработки 400 - 500 тыс. тонн нефти и в Эвенкийском автономном округе с суммарным годовым объемом переработки 150 - 200 тыс. тонн нефти позволит полностью обеспечить нынешние и перспективные потребности регионов и приведет к значительному снижению затрат на северный завоз.
Необходимо в приоритетном порядке в 2005 - 2006 годах провести геологоразведочные работы (сейсморазведка 2D и бурение параметрической скважины) на нефтегазоперспективной Тутончанской площади, расположенной в бассейне р. Нижняя Тунгуска. Это позволит значительно удешевить обеспечение нефтью, а в дальнейшем и нефтепродуктами самого отдаленного Илимпийского района Эвенкийского автономного округа и с. Туруханск.
Обеспечить нефтью в полном объеме Ачинский НПЗ, отказавшись от ее ввоза из Западной Сибири.
На втором этапе формирования НГК (2010 - 2020 годы) осуществить газификацию юга Красноярского края, в том числе и крупных промышленных центров (города Красноярск, Ачинск, Канск и др.).
В результате строительства ГПЗ в районе с. Карабула обеспечить получение промышленных объемов гелия для хранения в подземных газовых хранилищах и последующего экспорта и продуктов глубокой переработки природного газа для удовлетворения внутренних потребностей региона и соседних территорий.
С целью безусловного обеспечения федеральных экспортных квот поставки нефти и газа, а также полномасштабного удовлетворения внутренних потребностей Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов необходимо выполнение программы геологоразведочных работ как неотъемлемой составной части стратегии развития НГК. При этом в течение 7 - 10 лет следует в разы нарастить объемы геологоразведочных работ для решения двух основных задач:
подготовка дополнительных запасов нефти и газа компаниями-недропользователями на распределенном фонде недр;
локализация ресурсов нефти и газа до категорий С3 + Д1л за счет средств федерального бюджета для последующей реализации их недропользователям через аукционы.
Для прироста запасов нефти и газа компании-недропользователи должны привлечь инвестиции в объеме 11,2 млрд. долларов на весь период. За счет этих средств обеспечивается прирост извлекаемых запасов промышленных категорий на распределенном фонде недр в Юрубчено-Тохомском, Собинско-Тэтэринском и Нижнеангарском НГДР к 2015 году по нефти - 770 млн. тонн, по газу к 2020 году - 916,5 млрд. куб. метров.
Реализация дополненной Программы геологоразведочных работ за счет средств федерального бюджета потребует обращения в МПР России с просьбой о выделении ежегодного финансирования в объеме 3,0 - 3,2 млрд. рублей. За счет этого финансирования будет достигнут прирост перспективных ресурсов на нераспределенном фонде недр: до 2010 года по нефти - 305 млн. тонн, по газу - 533 млрд. куб. метров; до 2015 года: по нефти - 457 млн. тонн, по газу - 880 млрд. куб. метров. Для этого потребуется выполнение сейсморазведочных работ в объеме 16,8 тыс. километров и параметрического бурения - 126,5 тыс. метров. В результате этого к аукционам будут подготовлены новые перспективные участки.
С целью повышения эффективности недропользования и государственного управления фондом недр обратиться в МПР России с предложениями:
1) в течение 2005 году образовать единое территориальное агентство недропользования по Красноярскому краю, Эвенкийскому и Таймырскому автономным округам:
2) увеличить численность этого агентства на 10 - 15 человек с учетом резко возрастающих объемов недропользования и геологоразведочных работ;
3) исходя из приоритета государственных интересов при формировании и развитии нефтегазового комплекса Восточной Сибири, через МПР России разработать механизмы, стимулирующие целенаправленный прирост запасов базовых месторождений нефти и газа для обеспечения необходимых темпов развития НГК;
4) разработать комплекс мероприятий по усилению эффективности государственного контроля выполнения недропользователями лицензионных соглашений и соблюдения требований природоохранного законодательства;
5) в связи с особой значимостью проектов развития НГК и для обеспечения высоких темпов работ разработать предложения для внесения изменений в Земельный, Лесной и Водный кодексы, обеспечивающие специальный режим отвода земель под производство геологоразведочных работ, строительство нефтегазотранспортной инфраструктуры и обустройство месторождений.
В связи с тем, что нефтегазовый комплекс неизбежно увеличивает техногенную нагрузку на природную экосистему, краеугольным камнем стратегии создания и развития НГК должна стать экологическая составляющая: экологизация всех технологических проектов, минимизация и возможно полный запрет на выбросы и загрязнение водной среды, запрет технологий без очистных сооружений и т.д.
В качестве первоочередной меры необходимо разработать и принять краевой закон "Об экологической безопасности и допустимом воздействии на окружающую среду при создании Красноярского нефтегазового комплекса". Предварительно на уровне МПР России необходимо утвердить региональные нормативы допустимой антропогенной нагрузки. Во всех нефтегазовых проектах предусмотреть проведение систематического мониторинга окружающей среды с передачей информации всем заинтересованным органам.
Для сокращения сроков и стоимости строительства, повышения надежности объектов обустройства месторождений и нефтегазотранспортной инфраструктуры в природно-климатических условиях севера Красноярского края рекомендовать нефтегазовым компаниям широкое использование передовых научных разработок институтов и академических вузов, Красноярского отделения СО РАН, новых технологических и конструкторских разработок стройиндустрии Красноярского края, а также ее производственного потенциала.
Для надежного и качественного обеспечения НГК кадрами местных специалистов организовать на базе государственного университета цветных металлов опережающую подготовку специалистов нефтегазовой отрасли, для чего организационно поддержать создание при этом учебном заведении института нефти и газа.
В соответствии с выполненными расчетами инвестиционная программа создания и развития НГК за период с 2005 по 2025 год оценивается в 40 млрд. долларов. В эту сумму входят:
строительство нефтегазотранспортной сети - 4,7 млрд. долларов;
геологоразведочные работы - 14,0 млрд. долларов;