Действующий

О СТРАТЕГИИ СОЗДАНИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ УСКОРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, ТАЙМЫРСКОГО (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОГО) И ЭВЕНКИЙСКОГО АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ

Таблица 2.5 Степень разведанности недр территорий Красноярского края

     

┌════════════════┬═══════════════════════════════════════════════‰
│Административно-│          (АВС  + С ) / (С  + Д ), %           │
│территориальное │              1    2      3    1               │
│  образование   ├════════┬══════════┬═══════════════┬═══════════┤
│                │ нефть  │   газ    │   конденсат   │ сумма УВ  │
├════════════════┼════════┼══════════┼═══════════════┼═══════════┤
│Таймырский      │     2,3│       3,4│            2,3│        3,0│
│(Долгано-       │        │          │               │           │
│Ненецкий) АО    │        │          │               │           │
├════════════════┼════════┼══════════┼═══════════════┼═══════════┤
│Эвенкийский АО  │    15,6│       8,4│            9,8│       10,2│
├════════════════┼════════┼══════════┼═══════════════┼═══════════┤
│Красноярский    │     9,1│       4,7│            4,7│        5,5│
│край            │        │          │               │           │
└════════════════┴════════┴══════════┴═══════════════┴═══════════…


Подобная ситуация диктует в качестве безотлагательных мер необходимость значительного (в разы) увеличения геологоразведочных работ с целью расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы, а поскольку ключевая роль в этом процессе будет принадлежать недропользователям, то принятие обоснованной программы лицензирования нераспределенного фонда недр является задачей государственной важности.

Из 27 действующих лицензий по трем лицензиям (площади Зимняя, Тайкинская и Горчинская) постоянно действующей комиссией по природопользованию и охране окружающей среды Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (протокол N 1 от 14 января 2005 года) принято решение о прекращении действия лицензий, недропользователь - ООО "Таймырская нефтяная компания".

Не выполняются лицензионные соглашения по Чандашеминской, Южно-Вельминской, Бугариктинской и Мукуйско-Енгидинской площадям. Недропользователь - ООО "Межрегиональная топливная компания".

Выполняются не в полном объеме лицензионные соглашения по пяти лицензиям на Шушукской, Сейсморазведочной, Колымовской, Исчухской, Белякской площадям. Недропользователь - ООО "Харьяга".

Имеется частичное невыполнение лицензионных соглашений на Ильбокичской и Сользаводской площадях. Недропользователь - ОАО НК "ЮКОС".

Значительное отставание в выполнении лицензионного соглашения имеет место на Имбинской площади, недропользователь - ООО "Богучанская газонефтяная компания".

Таким образом, из 27 лицензий на геологическое изучение недр три аннулируются, по четырем - не полностью выполняются лицензионные соглашения, по восьми лицензиям - частично не выполняются лицензионные соглашения. Итого по пятнадцати лицензиям (около 55%) нужны серьезные усилия компаний и контролирующих органов для ликвидации отставания.

Из 17 совмещенных лицензий по четырем имеется частичное недовыполнение лицензионных соглашений, которое в ближайший год будет устранено. Это Ванкорское месторождение (недропользователь - ЗАО "Ванкорнефть"), Тагульское (недропользователь - ООО "Тагульское"), Терско-Камовское южное (недропользователь - ОАО "Востсибнефтегаз") и Терско-Камовское северное (недропользователь - ООО "Славнефть-Красноярскнефтегаз").

Нет сомнений, что при переходе к промышленной эксплуатации нефтяных и газовых месторождений процесс недропользования усложнится многократно, что потребует существенного укрепления и усиления контролирующих и природоохранных служб.

Следует признать, что в настоящее время эффективность управления фондом недр не полностью соответствует задачам создания нефтегазового комплекса. Определяющими факторами этого является ряд объективных причин. К их числу можно отнести:

недостаточную геологическую изученность (3 - 15%) территории, вследствие чего имеет место отсутствие необходимых разведанных запасов нефти и газа при высоких прогнозных ресурсах и перспективах выявления новых месторождений;

отсутствие экономических стимулов для инвестирования компаниями широкомасштабных геолого-поисковых и разведочных работ на лицензионных площадях;

недостаточное освоение разведанных и переданных нефтегазовым компаниям для разработки месторождений углеводородного сырья;

задержку формирования и реализации государственной политики в области развития в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке системы магистральных нефтепроводов и создания единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения;

сложности правового регулирования предоставления земельных участков, в том числе участков земель лесного фонда и водного фонда, необходимых для размещения нефтяных и газовых промыслов, а также прокладки трубопроводов.

Поскольку освоение новых регионов нефтегазодобычи является, прежде всего, общегосударственной проблемой, то государству необходимо создать эффективные экономические стимулы, делающие привлекательными инвестиции частного бизнеса в решение этой проблемы.

Здесь необходимо задействовать целый комплекс механизмов экономического стимулирования инвестиций, в частности государственные гарантии под крупные кредиты в освоение новых регионов, частичную компенсацию процентов за такие кредиты, освобождение от налогообложения средств нефтегазовых компаний, направленных на освоение новых регионов, создание в этих регионах льготного налогообложения.

Следует всемерно поощрять вложение средств в интеллектуальный капитал, инновационную деятельность, во внедрение новых технологий производства и управления.

Специального решения требует вопрос о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в новых регионах, поскольку стартовые затраты на освоение месторождений крайне велики.

В связи со значительным ростом объемов геологоразведочных работ уже в 2005 году необходимо обеспечить особый порядок отвода лесных земель под производство всех видов геологоразведочных работ.

Все решения по поводу лесных земель должны приниматься на уровне субъектов Российской Федерации (Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа), а в дальнейшем, после завершения процесса объединения, - на уровне Красноярского края с участием соответствующих федеральных территориальных органов.

Исключительно важным представляется разработка механизма координации всех основных направлений и видов работ по проекту создания и развития НГК, на уровне сначала администраций трех субъектов Российской Федерации, а с 2007 года - на уровне администрации Красноярского края.