Общепринято оценивать экологическое состояние по трем основным группам негативного воздействия на человека и окружающую среду: чистый воздух, чистая вода, утилизация отходов и способность природной среды к самоочищению и восстановлению нарушенных техногенной деятельностью человека природных экосистем как ее (природы) ассимиляционный потенциал.
Нефтегазовый комплекс неизбежно увеличивает техногенную нагрузку на природную экосистему, поэтому краеугольным камнем стратегии создания и развития НГК должна стать экологическая составляющая (экологизация всех технологических процессов, минимизация и даже полный запрет на выбросы и загрязнения водной среды, запрет технологий без очистных сооружений, снижение уровня шума, минимизация территорий, занятых под технологические установки, и т.д.).
В качестве первоочередной меры необходимо принять краевой закон "Об экологической безопасности и допустимом воздействии на окружающую среду при создании Красноярского нефтегазового комплекса". Предварительно на уровне Федерации необходимо утвердить региональные нормативы допустимого антропогенного воздействия на природные экосистемы в Красноярском крае.
Кроме прямых воздействий на экосистемы строительства и функционирования предприятий НГК, необходимо учитывать и экологические экстерналии развития НГК.
Отрицательными экстерналиями развития НГК являются:
несанкционированное изъятие ресурсов (древесного сырья, недревесных лесных ресурсов, животных, птиц и рыб) населением и обслуживающим персоналом вследствие увеличения транспортной доступности территории; уменьшение биоразнообразия и плотности животного населения территории;
проявление фактора тревоги у животных и птиц в связи с увеличением антропогенной нагрузки и хозяйственной деятельностью, перемещение популяций животных в другие районы, уменьшение емкости охотничьих угодий на данной территории;
увеличение рисков пожаров в связи с ростом числа лиц, посещающих данную территорию.
Однако возможны не только отрицательные, но и положительные экологические экстерналии. Известно, что после окончания эксплуатации нефтяных скважин численность и разнообразие растительного и животного мира на этих территориях увеличивается по сравнению с состоянием до начала работ.
В связи с созданием в ближайшие 5 - 7 лет крупномасштабного нефтегазового комплекса необходимо приступить к разработке проекта программы социально-экономического развития единого Красноярского края на 2006 - 2015 годы, в которой предусмотреть реальные, но необходимые задания по повышению качества жизни населения.
В рамках концепции устойчивого развития можно сформулировать две фундаментальные стратегии использования доходов от добычи сырья:
накопление в интересах будущего;
инвестирование в местную экономику с целью ее диверсификации.
Все известные нефтяные фонды мира так или иначе тяготеют либо к траст-фонду, либо к фонду развития. Однако совершенно не следует, что при поиске оптимальной в российских условиях модели устойчивого развития целесообразно ограничиться классическим траст-фондом.
Понятно, что для каждой конкретной сырьевой территории для решения вопросов, связанных с устойчивым развитием, нужно искать свою индивидуальную модель финансового фонда, которая представляет собой некоторую комбинацию траста и фонда развития. Проблема определения искомых пропорций в сегодняшних условиях настолько нетривиальна, что уже пришла пора интенсифицировать работы по модельной отработке финансовых механизмов устойчивого развития для России, выбрав в качестве полигона какой-либо сырьевой регион.
По нашему мнению, для этой роли более всего подходит Красноярский край с огромным минерально-сырьевым потенциалом, освоение которого находится в начальной стадии. Именно это обстоятельство имеет принципиальное значение для успешного формирования достаточного основного капитала специального фонда и не позволяет использовать в качестве модельного старые нефтяные провинции, "нефтяная горка" которых уже далеко позади, и актуальны другие проблемы.
Расчеты показывают, что при сегодняшних нормативах межбюджетных отношений к 2015 году удается сформировать траст-фонд с капиталом 920 млн. долларов. Такой фонд формирует годовые доходы порядка 46 млн. долларов и, безусловно, не заместит выбывающие сырьевые доходы. Однако, если норматив НДПИ, остающегося на территории края, довести до 20%, то размер траст-фонда достигает 4,0 млрд. долларов, обеспечивая доходы на уровне 200 млн. долларов в год, а это уже весомая величина. При этом пропорции накопленных бюджетных доходов федерации и края претерпевают существенные изменения (рис. 5.9 - 5.10 - не приводятся).
Такая простейшая модель траст-фонда дает лишь гарантированные финансовые ресурсы, оставляя в стороне вопросы занятости и диверсификации региональной экономики. Более перспективной представляется модель финансового института, инвестирующего проекты развития высокотехнологичных производств.
Каким образом такой процесс должен быть организован на территории Красноярского края - большой и сложный вопрос, требующий напряженной работы с Правительством и серьезной аналитической деятельности на протяжении всего горизонта реализации рассматриваемых нефтегазовых проектов. Необходимо разработать и принять краевой закон "О механизмах устойчивого развития Красноярского края на основе оптимального (социально-экономически значимого и экологически безопасного) природопользования".