Действующий

О СТРАТЕГИИ СОЗДАНИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ УСКОРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, ТАЙМЫРСКОГО (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОГО) И ЭВЕНКИЙСКОГО АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ

5.4. Социально значимые и экологически безопасные объемы добычи нефти и газа

Исходя из имеющихся запасов (более 200 млн. тонн) и перспектив по их наращиванию за счет ускорения ГРР можно прогнозировать потенциальный вклад Красноярского края в загрузку нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан от 5 млн. тонн в 2010 году до 20 млн. тонн в 2012 году и 35 млн. тонн в 2017 - 2020 годах.

Если исходить из готовности (по запасам и инвестициям для строительства трубопровода Ванкор - Кынское месторождение - Пурпе), можно прогнозировать рост добычи нефти на месторождениях Большехетского НГР от 7 млн. тонн в 2009 году до 10 млн. тонн в 2010 году и 30 - 32 млн. тонн в 2017 - 2019 годах.

Упомянутые потенциально возможные объемы нефтедобычи по всем рассматриваемым территориям оптимальны для обеспечения федеральных приоритетов и могут быть оптимальными, социально значимыми на региональном уровне при условии изменения налоговой политики в период освоения месторождений (2006 - 2010 годы). В целях повышения заинтересованности региона необходимо увеличить региональную долю налогов от добычи и транспорта, для пользователей недрами и инвесторов важно снижение размера НДС, налога на имущество, изменение системы лицензирования результатов ГРР, выполненных компаниями за счет собственных средств.

С точки зрения экологической безопасности мощности нефтегазодобывающего комплекса при существующих в России технологиях строительства и эксплуатации трубопроводов близки к предельным, т.к. по мере роста объемов пропорционально возрастают риски аварий и нарушения равновесия экологических систем. Поэтому проектирование добычи УВ в регионе должно изначально базироваться на самых передовых и экологически безопасных технологиях и регулироваться наряду с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" также более жестким региональным природоохранным законодательством с учетом особенностей природных экосистем. Следует подчеркнуть возможность использования в конкуренции на мировых рынках экологической составляющей, особенно с учетом обязательств России при вступлении в ВТО и вводе в действие Киотского протокола.

Региональные интересы при разработке программы добычи газа должны быть учтены путем газификации вдоль трасс газопроводов и переводе части предприятий Красноярского промышленного района на газ.

Таким образом, исходя из необходимости при создании нефтегазового комплекса Красноярского края обеспечения экспортных интересов и улучшения качества жизни, прав коренных малочисленных народов Севера, соблюдения баланса интересов Федерации, региона, недропользователей и инвесторов; баланса добычи и воспроизводства ресурсов; экологической безопасности, можно сформулировать следующие основные параметры развития нефтегазового комплекса Красноярского края.

1. Социально-экономически эффективные и экологически безопасные объемы добычи нефти по "северному" проекту - 7 млн. тонн в 2009 году до 10 млн. тонн в 2010 году и 30 - 32 млн. тонн в 2017 - 2020 годах, по "южному" проекту - 5 млн. тонн в 2010 году, до 20 млн. тонн в 2012 году и 35 млн. тонн в 2017 - 2020 годах.

2. Для обеспечения прав коренных малочисленных народов Севера необходимо совершенствование федерального законодательства, а также разработка краевого закона, в которых предусмотреть сохранение и защиту традиционного уклада жизни с современным обеспечением связью, здравоохранением, образованием, транспортом, а также участием в нефтегазовых компаниях на правах именных акционеров коренных малочисленных народов с получением своей доли доходов от эксплуатации нефтегазовых ресурсов и решающим правом голоса при экологической экспертизе нефтегазовых проектов.

3. В целях повышения социально-экономической отдачи и заинтересованности жителей региона в освоении нефтегазовых ресурсов на начальной стадии (2005 - 2010 годы) необходимо обосновать на уровне федеральных органов власти необходимость и целесообразность введения особого экономического режима природопользования (по типу особого режима при строительстве газопроводной системы "Голубой поток"), в том числе принять федеральный закон "Об Ангаро-Енисейской особой экономической зоне высоких технологий природопользования".