Действующий

О СТРАТЕГИИ СОЗДАНИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ УСКОРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, ТАЙМЫРСКОГО (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОГО) И ЭВЕНКИЙСКОГО АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ

6.1. Краткие выводы и наиболее важные принципиальные положения


Существующих запасов УВ недостаточно для обеспечения необходимых экспортных поставок. Недостающие запасы могут быть подготовлены за счет реализации в течение 7 - 10 ближайших лет крупномасштабной программы геологоразведочных работ и лицензирования недр. Эти программы в конечном итоге призваны оптимальным образом объединить финансовые и технологические ресурсы федерального бюджета и инвесторов.

Отличительной особенностью нефтегазового комплекса региона является возможность создания двух крупнейших центров нефтегазодобычи: на юге Эвенкийского автономного округа и в Приангарье Красноярского края, а также на северо-западе Красноярского края и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Благодаря этому значительные экспортные объемы будут направляться как на восток, в страны АТР, так и на запад - в Западную Сибирь.

Как показали расчеты, наиболее целесообразной является стратегия поэтапного ввода в эксплуатацию нефтепроводов и газопроводов и соответствующих нефтегазовых месторождений. При этом обеспечивается полное удовлетворение потребностей региона в нефти, газе и нефтепродуктах. В полном объеме НГК заработает к 2012 - 2015 году.

Эффективность вложения средств в освоение запасов и ресурсов нефти и газа Красноярского края не уступает альтернативным вариантам освоения новых лицензионных площадей в Западной Сибири.

Изначально очевидна целесообразность разработки согласованной главными участниками процесса не только Программы создания НГК, но и эффективных механизмов координации действий участников Программы.

Строительство инфраструктуры транспорта нефти и газа, расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы, обустройство месторождений - все это требует привлечения очень больших инвестиций.

Очевидно, что на региональном и, главное, на федеральном уровнях необходима выработка и принятие комплекса эффективных мер, стимулирующих инвестиции частного бизнеса в проект развития НГК. Некоторые первоочередные мероприятия необходимо обсуждать уже сегодня. К их числу относится необходимость дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Создание и развитие НГК Красноярского края позволит получить:

А) для Российской Федерации:

1. Два новых крупных центра нефтегазодобычи в Красноярском крае с необходимой транспортной инфраструктурой.

2. Экспортные поставки нефти в объеме 27 - 52 млн. тонн, в том числе:

нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан - от 11 до 25 млн. тонн;

нефтепровод Ванкор - Кынское месторождение - Пурпе - от 10 до 28 млн. тонн.

3. Поставки газа в ЕГС от 30 до 50 млрд. куб. метров.

4. Создание газоперерабатывающего производства с извлечением концентрата гелия для его последующего хранения в подземном гелиевом хранилище, выпуск дефицитной продукции полиэтилена, полипропилена и др.

5. Создание минерально-сырьевой базы УВ для бесперебойного функционирования НГК в течение нескольких десятилетий. При этом извлекаемые запасы промышленных категорий составят: по нефти - 1,7 млрд. тонн, по газу - более 2,6 трлн. куб. метров.

6. Поступления в федеральный бюджет:

от добычи нефти и газа - 20,7 млрд. долларов;

от реализации продукции газоперерабатывающих и газохимических производств - 2,0 млрд. долларов;

от лицензирования нераспределенного фонда недр - 3,3 млрд. долларов.

Б) для объединенного Красноярского края:

1. Новую мощную отрасль нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности с развитой транспортной инфраструктурой.

2. Значительный социально-экономический рост: за счет развития НГК поступления в бюджет объединенного Красноярского края возрастут на 75 - 85% к уровню 2004 года. Интегральный бюджетный эффект составит к 2017 году 1,7 млрд. долларов.

3. Полное удовлетворение внутренних потребностей в нефти и нефтепродуктах, газификация крупных промышленных центров Красноярского края, существенное снижение затрат на северный завоз.

4. Крупные социальные эффекты, связанные со значительным ростом в 1,5 - 2 раза расходов консолидированного бюджета на душу населения и ростом его среднедушевых доходов.

5. Существенное повышение инвестиционной привлекательности и экономики недропользования на новых нефтегазовых месторождениях и объектах лицензирования, что приведет к возрастанию притока инвестиций в Красноярский край.

6. Снижение диспропорций между экономикой Красноярского края и Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов за счет резкого роста промышленного производства в нефтегазовой и сопутствующих отраслях.