На территории Красноярского края расположено 530 муниципальных образований на уровне городов, сел и поселков, бюджетная система края включает 57 городских и районных бюджетов, а также краевой бюджет <1>.
Участниками бюджетного процесса на краевом уровне являются 54 распорядителя бюджетных средств (далее - РБС) и прямых получателей бюджетных средств (далее - ППБС), в том числе 21 РБС имеют подведомственную сеть получателей бюджетных средств (далее - ПБС). Всего ПБС краевого бюджета 447, из них 215 расположены на территории г. Красноярска и 232 - на территории муниципальных образований края. В соответствии с Федеральным законом от 06.09.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 04.07.03 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") и с учетом оптимизации структуры сети бюджетных учреждений с местного уровня на краевой уровень в 2005 и 2007 годах будут переведены не менее 150 ПБС.
Участниками бюджетного процесса на местном уровне <2> являются 1218 РБС и 7511 ПБС бюджетов муниципальных образований. Из них 745 РБС и 4459 ПБС муниципальных бюджетов районов и городов краевого значения, 473 РБС и 3052 ПБС бюджетов на уровне сел и поселков, городов районного значения.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Постановлением администрации Красноярского края от 29.12.2000 N 1019-п "О поэтапном переходе на казначейскую систему исполнения краевого бюджета" с 1 января 2001 года осуществляется переход на финансирование расходов краевого бюджета по казначейской системе исполнения бюджета.
В Красноярском крае проведен ряд мероприятий по созданию казначейских подразделений финансовых органов на краевом и муниципальном уровнях, по развитию информационной и коммуникационной инфраструктуры, обучению специалистов.
В настоящей момент на казначейскую систему исполнения краевого бюджета переведены все ПБС, расположенные на территории г. Красноярска. На казначейскую систему исполнения бюджетов муниципальных образований края переведено 57% ПБС. ПБС краевого бюджета, расположенные на территории муниципальных образований края, а также 47% ПБС бюджетов муниципальных образований финансируются через кредитные организации.
Установление казначейского исполнения бюджета потребовало разработки и внедрения специальных технологий автоматизации бюджетного процесса.
Процесс создания и внедрения средств автоматизации бюджетного процесса в Российской Федерации был обусловлен, с одной стороны, нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющими самостоятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в организации исполнения бюджета, с другой стороны, отсутствием технологических стандартов казначейского исполнения в Российской Федерации (в Бюджетном кодексе Российской Федерации определены только принципы казначейского исполнения бюджета).
В результате как программные реализации автоматизации бюджетного процесса различных организаций, являющихся разработчиками, так и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований исходили из различных постановок задач автоматизации казначейского исполнения бюджета.
Указанные факторы способствовали автономности и фрагментарности процессов создания и внедрения средств автоматизации бюджетного процесса как на краевом, так и на местном уровне. В результате не автоматизированы в бюджетном процессе функции взаимодействия между финансовым органом края и РБС. На казначейское исполнение краевого бюджета не переведены ПБС, расположенные на территории муниципальных образований. Муниципальные образования края существенно отличаются друг от друга как в доле бюджетополучателей, переведенных на казначейскую систему, так и в уровне организации бюджетного процесса муниципальных образований края.
Информационное взаимодействие между финансовым органом края и финансовыми органами муниципальных образований края (свод плановых показателей, отчетности и консолидированного бюджета края) остается на том же уровне, что и до установления казначейской системы в крае. Сбор данных осуществляется вне средств автоматизации бюджетного процесса, показатели отчетности вводятся вручную. Отчетность об исполнении консолидированного бюджета представляется один раз в месяц по стандартным формам Министерства финансов Российской Федерации, что ограничивает на краевом уровне возможность реагирования на состояние краевых и местных финансов.
Казначейская система исполнения бюджетов требует качественно иного уровня организации, технического оснащения и применения современных информационных технологий, объединения всех участников бюджетного процесса в единую информационно-технологическую цепь.
Применение наиболее совершенных казначейских технологий исполнения бюджетов обеспечивает преимущества не только в сфере учета и контроля использования бюджетных средств, но и в вопросах формирования своевременной и достоверной отчетности по исполнению бюджетов, необходимой для принятия управленческих решений в бюджетной сфере.
________________
<1> Наименование муниципальных образований края - район, село, поселок - применяются к ним до принятия соответствующих законов края об установлении границ и наделении соответствующих муниципальных образований статусом поселения, городского округа, муниципального района.
<2> По данным, представленным финансовыми органами муниципальных образований районов и городов краевого значения, исключая г. Норильск (данные не были представлены).