Действующий

ОБ ОДОБРЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

III. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ


В результате анализа состояния краевых специальных (коррекционных) учреждений и функционирования всей сети специальных учреждений в целом были выделены следующие проблемы:

замкнутость и унифицированность региональной системы специальных (коррекционных) учреждений, препятствующих процессу саморазвития и выходу на новый этап развития в соответствии с социальным заказом;

система интернированного воспитания в специальных (коррекционных) учреждениях вследствие их малочисленности и удаленности от места проживания большинства воспитанников резко ограничивает их участие в полноценной семейной жизни;

в учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, слабая материально-техническая база, здания школ зачастую находятся в предаварийном состоянии, не оборудованы столовые, кухни, медицинские блоки, библиотеки, классные кабинеты и кабинеты узких специалистов;

во многих школах имеется дефицит современных руководителей, педагогов, воспитателей и узких специалистов: психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов и других;

малое количество специальных (коррекционных) учреждений имеют лицензию на ведение медицинской деятельности;

система трудового обучения устарела; выпускники специальных (коррекционных) учреждений не принимаются в учреждения начального профессионального образования, не востребованы на рынке труда по тем профессиям, которые получают в школе и в училище;

не разработана система мер и механизмов, обеспечивающих переход на 12-летнее обучение в отдельных специальных (коррекционных) учреждениях, с созданием углубленной трудовой и начальной профессиональной подготовки как ресурсов социализации.

Имеющийся опыт интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных учреждений позволяет выделить возникающий ряд проблем:

не разделены полномочия муниципальных и краевых психолого-медико-педагогических комиссий;

требует совершенствования система раннего выявления и сопровождения детей с трудностями в развитии;

недостаточно простроено межведомственное взаимодействие между органами здравоохранения, образования, социальной защиты;

не прописаны и не приняты правовые нормы интеграции детей в общеобразовательные учреждения;

не определена возможность установления более высоких нормативов финансирования обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях с учетом особых потребностей обучающихся;

малое количество общеобразовательных учреждений имеют лицензии на ведение данной деятельности;

не созданы условия в общеобразовательных школах для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: нет подготовленных специалистов, недостаточно специализированного оборудования и ресурсов, нет психологической и материальной готовности школ системы общего образования (детей и учителей) к принятию детей данной категории;

общеобразовательные учреждения не имеют достаточного количества ставок специалистов, осуществляющих комплексное психолого-педагогическое сопровождение;

отсутствуют организационно-методические и консультационные центры, способные оказывать специальную помощь детям с отклонениями в развитии и их родителям из районных населенных пунктов, методическую помощь учителям и специалистам районных общеобразовательных школ.

Признавая интегрированное обучение и воспитание одним из стратегических направлений развития системы специального образования, тем не менее его необходимо рассматривать как один из возможных и необходимых подходов к образованию детей с особыми потребностями. Интеграция может сосуществовать с другими подходами, не вытесняя и не разрушая сложившуюся систему, но стимулируя ее модернизацию с учетом новых социально-культурных детерминант и логики развития отечественной дефектологической науки.