Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА 2011 - 2017 ГОДЫ (с изменениями на: 21.04.2017)


Динамика посещений на дому и вызовов СМП в Красноярском крае за 2005 - 2009 гг.*

________________
     * Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Основной проблемой в оказании первичной медико-санитарной помощи остается кадровый вопрос. По штатному расписанию в 2009 году было предусмотрено 8275,50 должности врачей, работающих в поликлинике, диспансере, консультации, занято 7906,0 - 95,5%. При этом укомплектованность физическими лицами составила 67,2% (2008 г. - 67,2%) от занятых и 64,1% (2008 г. - 64,2%) от штатных врачебных должностей. Особенно низкий процент укомплектованности врачами - в центральных районных больницах, участковых больницах и врачебных амбулаториях, где врачи работают фактически по обращаемости.

С целью снижения дефицита кадровых ресурсов необходимо:

внедрение ресурсосберегающих технологий: развитие системы врачей общей практики, дистанционное консультирование с применением телемедицинских технологий, выездные формы работы, централизация специализированной помощи, интенсификация труда;

внедрение сестринского процесса, направленного на профилактику и реабилитацию, комплексный уход за пациентами, высвобождение врача от исполнения несвойственных функций и доведение соотношения между численностью среднего медицинского персонала и врачей с 1 к 2,1 до 1 к 3;

повышение трудовой мотивации медицинских работников, включая совершенствование технологического процесса.

Кадровый дефицит не отразится на выполнении объемов медицинской помощи и качестве оказываемой помощи населению Красноярского края.

За период реализации приоритетного национального проекта в Красноярском крае в части повышения квалификации врачей первичного звена за период с 2006 - 2009 годов повысили профессиональный уровень 1670, в том числе 896 участковых врачей-терапевтов, 655 участковых врачей-педиатров, 119 врачей общей практики.

За период с 2006 - 2009 годов повысили профессиональный уровень 4174 специалиста первичного звена (медицинские сестры терапевтических и педиатрических участков, фельдшера общей практики, медицинские сестры общей практики, фельдшера скорой медицинской помощи).

В целях повышения доступности медицинской помощи на амбулаторном этапе, упорядочения потока пациентов во всех краевых медицинских учреждениях внедрена предварительная запись пациентов по электронной почте, что положительно оценено населением Красноярского края.

В целях повышения доступности медицинской помощи, упорядочения потоков пациентов утверждены порядок и показания для направления больных в краевые лечебные учреждения. По консультативно-диагностической поликлинике краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница" было определено плановое количество консультаций на специализированную консультативную помощь для муниципальных учреждений здравоохранения Красноярского края.

В 2010 г. для улучшения психологической и психотерапевтической помощи, оказания ее в менее стигматизирующих условиях организован Медико-психологический центр, открыты амбулаторное психотерапевтическое отделение и кабинет экстренной психологической помощи "Телефон доверия".

Для повышения доступности и качества предоставляемой амбулаторной медицинской помощи на территории края сформирована трехуровневая система в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи.

Третий уровень представлен городскими поликлиниками, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, включая: участковую терапевтическую службу, кабинет (отделение) профилактики, имеющий в составе смотровой кабинет, флюорографию, рентгенографию, электрографию, школы здоровья, отделения медико-социальной помощи, лабораторную диагностику и центры здоровья, отделения неотложной помощи, дневные стационары. Состав врачей-специалистов определяется уровнем и структурой заболеваемости населения, прикрепленного к учреждениям здравоохранения.

Второй уровень представлен межтерриториальными амбулаторными центрами, оказывающими квалифицированную специализированную амбулаторную медицинскую помощь по наиболее востребованным специализированным профилям в соответствии с порядками оказания специализированной медицинской помощи, отделениями неотложной помощи. В межтерриториальных центрах широко будут применяться стационарозамещающие формы (дневные стационары) по специализированным профилям, будет представлен широкий спектр диагностических процедур, специальные рентгенологические исследования, включая КТ и ЯМРТ.

Первый уровень - это консультативно-диагностическая специализированная помощь, которая организована в краевых консультативно-диагностических центрах. В центрах проводятся консультации и диагностические исследования по направлению из амбулаторно-поликлинических учреждений. Одновременно с оказанием консультативно-диагностической помощи данные учреждения несут организационно-методическую функцию.

Кроме того, согласно действующим нормативным правовым актам на уровне первичного звена планируется организовывать оказание врачами первичного звена неотложной медицинской помощи.

В этой связи с 2012 года в рамках Программы модернизации кроме мероприятий, запланированных в первичном звене, за счет текущего финансирования будет осуществлен перевод части объемов неотложной медицинской помощи на амбулаторный этап с сокращением объемов оказания скорой медицинской помощи. В реализации данного направления примут участие отделения общеврачебной практики и отдельные поликлинические учреждения здравоохранения г. Красноярска, г. Ачинска, г. Лесосибирска.

Организация кабинетов неотложной помощи позволит освободить службу скорой медицинской помощи от несвойственных ей функций, эффективно использовать ресурсы здравоохранения и перераспределить объемы медицинской помощи с передачей части объемов скорой медицинской помощи на амбулаторный этап.

Население приписного участка будет информировано о порядке оказания неотложной помощи на дому и в поликлинике, правилах вызова бригады неотложной медицинской помощи в соответствии с утвержденным перечнем поводов для вызова.

В результате организации оказания неотложной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях ожидается уменьшение количества выполненных вызовов по неотложным поводам скорой медицинской помощью, а также к пациентам с хроническими заболеваниями.

Совершенствование работы неотложной и скорой медицинской помощи в области невозможно без создания единого диспетчерского центра. Проводимая работа в системе здравоохранения позволит объединить разрозненные диспетчерские центры в единую службу, что существенно повлияет на своевременность оказания медицинской помощи. Основной задачей создания единого диспетчерского центра станет осуществление взаимодействия при оказании неотложной и скорой медицинской помощи населению края.

В целях совершенствования оказания первичной медицинской помощи продолжат свое развитие выездные методы работы, активный патронаж прикрепленного населения. С целью уменьшения риска развития угрожающих жизни и здоровью состояний часть мероприятий Программы будет направлена на организацию активного диспансерного наблюдения за контингентами, выявление факторов риска развития осложнений, признаков декомпенсации.

В целях рационального использования ресурсов, сокращения расходов на высокозатратную круглосуточную медицинскую помощь получат дальнейшее развитие стационарозамещающие технологии. Количество дневных стационаров всех типов выросло до 260. Число мест в дневных стационарах при амбулаторно-поликлинических учреждениях составляет 2065 мест. Удельный вес больных, пролеченных в дневных стационарах при амбулаторно-поликлинических учреждениях, составил 46,0%, оборот места составил 24,2, средняя занятость мест составила 317,7, средняя длительность пребывания больных - 13,1. В дневных стационарах лечатся больные терапевтического, гинекологического, неврологического, хирургического, травматологического, онкологического, психиатрического, наркологического, офтальмологического, ЛОР, дермато-венерологического профиля. В дневных стационарах всех типов пролечено 105911 больных. Обеспеченность местами в дневных стационарах составила на 10 тыс. населения 15,9. Наибольшее число мест в дневных стационарах при амбулаторно-поликлинических учреждениях открыто в краевых медицинских учреждениях, в медицинских учреждениях г. Красноярска, г. Норильска, г. Назарово, г. Минусинска. Перераспределение состава госпитализированных больных из круглосуточного в дневной стационар экономически эффективно.

Анализ деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений показал, что в системе выявления заболеваний населения региона имеются недоработки при общей заболеваемости ниже среднероссийского уровня, выявляемость в ходе проведения дополнительной диспансеризации работающего населения ниже показателя РФ. Это, в первую очередь, свидетельствует о том, что первичное звено при достаточно высоком уровне посещений к врачам не выявляет значительного числа заболеваний, а проведение дополнительной диспансеризации требует усиления в части профилактической направленности.

Кроме того, для снижения напряжения медико-социальной ситуации в амбулаторно-поликлинических учреждениях дополнительно будут организованы кабинеты кризисной службы, медико-психологической разгрузки и отделения кризисных состояний, между которыми будет осуществляться взаимодействие, в том числе со специализированными учреждениями здравоохранения.

Основные мероприятия амбулаторно-поликлинической помощи в рамках программы модернизации:

организация консультативно-диагностических отделений в межрайонных центрах (Красноярск, Канск, Лесосибирск, Минусинск, Ачинск, Норильск), техническое оснащение диагностической службы. Комплексное оснащение совмещенными системами передачи информации и вычислительной техники с целью перспективного формирования локальной компьютерной сети;