Действующий

Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и молодежи в Республике Татарстан (с изменениями на 28 мая 2024 года)



III. Характеристика проблемы патриотического воспитания


Патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируются не только соответствующие идеалы, принципы и мировоззрение, но и происходит становление личностных качеств молодого человека, в том числе и таких морально-психологических, как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность.


Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.


Патриотическое воспитание граждан понимается как целенаправленная деятельность органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан, и иных субъектов патриотического воспитания по формированию у граждан патриотического сознания, верности Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества, уважения к отечественной истории.


(в ред. Постановления КМ РТ от 28.05.2024 N 372)


Система патриотического воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у граждан активной позиции, способствовать всемерному включению в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития государственного мышления, привычки действовать в соответствии с национальными интересами России. Она должна подготовить молодежь, а также побудить представителей других поколений к такому характеру активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Родины, личные интересы - с общественными.


Ответственность за функционирование системы лежит на государстве как на самом высокоорганизованном и оснащенном субъекте патриотического воспитания, что не снимает моральной ответственности за ее функционирование с общества, его групп и слоев и каждого гражданина.


На становление и развитие патриотизма в настоящее время оказывают влияние два основных фактора: внутренний и внешний. Первый (внутренний) - связан с трансформационными процессами в России. Распад СССР негативно отразился не только на социально-политической и экономической сферах жизнедеятельности общества, но и на духовной. Возникновение нового государства - Российской Федерации сопровождалось сменой ценностно-нравственных ориентиров, в результате чего нарушилась связь поколений, молодые погрузились в некий моральный вакуум. Такие ранее непоколебимые ценности, как чувство любви к своей Родине, осознание долга перед Отчизной, перестали быть ориентирами современной молодежи. Указанные изменения привели к депатриотизации и дезинтеграции российского общества, и, как следствие, в общественном сознании сформировались равнодушие, эгоизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к органам государственной власти и социальным институтам. В целом современное социально-психологическое состояние российского общества, а особенно его молодой генерации, может быть охарактеризовано понятием "фрустрация". Это - и социальная реадаптация многих молодых людей, и растущая неуверенность в завтрашнем дне, и обесценивание стимулов творческой деятельности и инновационных подходов. Однако формирование гражданина-патриота способно дать новый импульс духовному оздоровлению социума.


Внешний фактор проявляется во влиянии общемировых глобализационных процессов на социокультурную ситуацию в российском обществе. Зачастую такие процессы, размывая образ Родины в общественном сознании, оказывают отрицательное воздействие на формирование патриотизма.


Проблема патриотизма актуальна также и при постановке вопроса о построении единого, социально ориентированного и прогрессивно развивающегося поликультурного государства посредством внедрения инновационных технологий. Полиэтничность большинства субъектов Российской Федерации побуждает сформировать в общественном сознании идею патриотического единства, нацеленную на сохранение социокультурного единства народов. При отсутствии такого понимания естественные проявления любви к своей малой Родине (к ценностям своего этноса) могут выливаться в высказывания о превосходстве своего народа над всеми остальными и, как следствие, создавать межэтническую напряженность. Зачастую смысл слова "патриотизм" и необходимость формирования патриотических чувств не находят понимания в общественном сознании россиян. Особенно эта проблема актуализируется в молодежной среде.