7.1. Планируемые к проведению биотехнические мероприятия (в том числе мероприятия по охране охотничьих ресурсов)
Развитие охотничьего хозяйства направлено на рациональное освоение имеющихся ресурсов основных видов охотничьей фауны, которое заключается в их неистощительном использовании с максимальной экономической эффективностью.
С целью организации рационального использования охотничьих ресурсов статьей 47 Федерального закона "Об охоте" предусмотрено целенаправленное проведение в охотничьих угодьях биотехнических мероприятий. В частности, проведение биотехнических мероприятий в закрепленных охотничьих угодьях юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Классификация биотехнических мероприятий утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.12.2010 N 560 "Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов".
Биотехнические мероприятия - это активное целенаправленное воздействие человека на дикую природу с целью увеличения емкости угодий, их кормовых и защитных свойств для охотничьих ресурсов, находящихся в состоянии естественной свободы. Эти действия направлены на выполнение главной задачи - поддержание и повышение биологической и хозяйственной продуктивности охотничьих угодий.
Основой для планирования биотехнических мероприятий является бонитировка охотничьих угодий, которая определяет, какие виды перспективны на данной территории и какие факторы сдерживают рост поголовья зверей и птиц, а также дает возможность обоснованно планировать перечень и объем биотехнических мероприятий.
В соответствии с указанным приказом в охотничьих угодьях проводятся следующие виды биотехнических мероприятий:
1) предотвращение гибели охотничьих ресурсов;
2) подкормка охотничьих ресурсов и улучшение кормовых условий среды их обитания;
3) мелиорация охотничьих угодий, улучшение защитных условий и повышение естественного воспроизводства охотничьих ресурсов;
4) расселение охотничьих ресурсов;
5) селекционная работа по формированию определенной половозрастной структуры популяций охотничьих ресурсов, а также параметров их экстерьера;
6) предотвращение болезней охотничьих ресурсов.
7.1.1. Предотвращение гибели охотничьих ресурсов
7.1.1.1. Организация охраны охотничьих ресурсов
На территории Республики Хакасия для снижения доли незаконной добычи охотничьих ресурсов рекомендуется сосредоточить усилия органов исполнительной и законодательной власти региона, а также охотничьей общественности в направлении:
адекватного изменения федеральных законов (совершенствование определения составов правонарушений, установление широких "вилок" наказаний с невысоким нижним пределом; возвращение обязательности проверки знаний охотминимума, и т.п.);
формирования политики, законодательства и институтов, обеспечивающих максимально равный, прозрачный доступ к законному использованию ресурсов диких животных для снижения вынужденного и "протестного" браконьерства;
максимального привлечения к экологическому контролю общественности, хозяйствующих субъектов, средств массовой информации;
налаживания взаимодействия региональных органов государственной власти (и подведомственных им учреждений) между собой и с территориальными представительствами федеральной власти, а также межрегионального и сотрудничества на основе нормативных регламентов;
разработки и широкого распространения популярных визуальных идентификаторов запрещенных к добыче и других видов диких животных, их частей (дериватов);
создания региональных и по возможности локальных лабораторий, способных официально идентифицировать части, дериваты и продукты переработки диких животных;
перенесения центра тяжести с полевого контроля добычи охотничьих ресурсов на контроль их транспортировки (в том числе вывоза) и торговли продуктами переработки;
фокусирования внимания на неотвратимости, а не на тяжести наказания по делам о незаконной добыче охотничьих ресурсов;
включения в квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам руководителей и специалистов профильных агентств знаний и навыков в сфере практической борьбы с браконьерством, а в программы профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданского служащего - соответствующих разделов;
регулярного проведения тренингов по правовой и экологической тематике со служащими всех видов и стадий контроля, представителями общественных объединений, волонтерами.
Многие браконьеры хорошо экипированы и оснащены современными техническими средствами, облегчающими проведение незаконных охот. Применение ими нарезного оружия, средств радиосвязи, спутниковых навигаторов, мощных осветительных приборов, оптических прицелов и приборов ночного видения, снегоходов и вездеходов требует адекватной реакции со стороны органов охотничьего надзора. Запретительные меры на применение подобной техники не всегда эффективны. Современные охотинспекторы также должны быть оснащены аналогичными техническими средствами, облегчающими поиск, преследование браконьеров и фиксацию правонарушений.
Для получения доказательств незаконной добычи диких животных может оказаться полезным применение так называемых фотоловушек. Это автономные цифровые фотокамеры с возможностью видеосъемки, помещенные вместе с источником питания в герметичный корпус, защищающий камеру от неблагоприятных погодных воздействий. Сигнал для срабатывания фотокамеры или для начала видеосъемки поступает от встроенного датчика, который реагирует на движение в пределах 10 - 15 м от аппарата. Фотоловушки предназначены главным образом для скрытого наблюдения за животными и в большинстве случаев оснащены инфракрасными фотовспышками. В темное время суток камера делает снимки и видеозаписи в монохромном режиме. Обычно корпуса фотоловушек имеют камуфляжную окраску, что позволяет незаметно разместить их в природных условиях.