Концепция должна реализовываться путем осуществления мероприятий, направленных на подготовку перспективных территорий для развития производственного сегмента кластера, заключения соглашений о сотрудничестве с перспективными инвесторами, а также расширения количества участников кластера за счет специализированных инновационных организаций - разработчиков и технологов производства субстанций и лекарственных препаратов.
Функционирование кластера невозможно без достаточного объема производственных объектов, способных разместить собственное или контрактное производство. Производственные компании часто обладают собственным набором субстанций и (или) готовых лекарственных форм, недостаточных по количеству наименований и объему выпускаемых партий для полного и эффективного использования мощностей предприятия. В случае наличия у фармацевтических компаний собственных научно-исследовательских подразделений и активной маркетинговой политики их производственные мощности могут быть эффективно загружены через 3 - 5 лет существования на рынке. В этом промежутке целесообразно привлекать участников фармацевтического рынка для организации контрактного производства.
Наличие производственных объектов с избыточными производственными возможностями или создание современных фармацевтических производств для размещения продуктов кластера или привлечения иностранных фармацевтических компаний является одной из ключевых задач формирования кластера.
Для реализации указанной задачи необходимо осуществить инженерную подготовку территорий для размещения производственных объектов. Инфраструктура размещения производственного сегмента кластера создается за счет бюджетных средств и (или) на средства, привлеченные на условиях государственно-частного партнерства.
Компактное размещение производственных объектов позволит минимизировать расходы на инженерную подготовку территорий и обеспечить оптимальное использование земельных ресурсов с точки зрения соблюдения санитарно-защитных зон.
Таким образом, важнейшим условием приемлемых сроков развития производственного сегмента кластера являются бюджетные инвестиции и (или) средства, привлеченные на условиях государственно-частного партнерства в инженерную подготовку наиболее перспективных территорий.
Дополнительно должен учитываться имеющийся производственный потенциал Волгоградской области, в особенности в химической отрасли. При соблюдении единых подходов к качеству выпускаемой продукции и кооперации целей с участниками кластера существующие в настоящий момент в Волгоградской области производственные компании должны получить дополнительные возможности и преференции для обеспечения увеличения сбыта производимой продукции и наличия достаточных собственных средств для развития производства.
С учетом сроков инженерной подготовки территорий частным инвесторам помимо основной производственной площадки кластера целесообразно рассматривать возможность приобретения готовых производственных объектов и перепрофилирования таких объектов для целей развития кластера. В таком случае для инвестора сокращаются сроки и затраты на подготовку территории при сохранении возможности получения преференций участника кластера.
В настоящий момент участники фармацевтического рынка Российской Федерации ведут самостоятельную политику создания и продвижения собственной продукции. Такая практика приводит к увеличению сроков и стоимости вывода на рынок перспективных лекарственных средств. В соответствии с основной целью создания кластера интегрированные усилия участников кластера должны способствовать более успешной реализации продукции по сравнению с самостоятельными действиями.
Географическая локализация сегментов кластера, включая научные учреждения, доклиническую и клиническую базу, современные производственные объекты, имеет самостоятельную ценность вследствие сокращения временных, логистических и коммуникационных затрат. При этом необходимым условием участия в кластере является готовность участников к совместным согласованным действиям по продвижению (увеличению реализации по сравнению с самостоятельными действиями) продукции кластера. С учетом конкурентного характера отношений участников фармацевтического рынка необходима дополнительная координационная работа для обеспечения эффективности финансовых затрат при создании импортозамещающих лекарственных средств.
До настоящего времени не дано четкого определения понятиям "локальный производитель" и "локальная продукция". Ряд производителей одного и того же лекарственного препарата под разными торговыми наименованиями вынуждены делить рынок, что приводит к сокращению потенциально возможных доходов. Установленное федеральным законодательством требование к государственным заказчикам об указании в конкурсной документации международных непатентованных наименований лекарственных средств дополнительно осложняет работу по продвижению фармацевтической продукции.
Таким образом, достижение целей создания кластера возможно при условии координированных и последовательных действий со стороны его участников. Такая координационная работа на начальном этапе может выполняться исполнительными органами государственной власти Волгоградской области с учетом положений законодательства о защите конкуренции.
Впоследствии необходимо выработать более действенные механизмы координации участников. Основным затруднением будет являться поиск гибких организационно-правовых форм, гарантирующих участникам одновременно независимость в принятии решений для сохранения конкурентных преимуществ и обязательства по согласованию перспектив развития (особенно при разработке технологий для целей замещения импортной продукции в системе государственного заказа).
Сложность такой интеграции обусловлена бесперспективностью прямых бюджетных инвестиций из-за высоких рисков в наукоемкие производственные процессы и невозможностью организации действенного контроля со стороны государства. Независимые инвесторы нуждаются в стимулировании и льготах для принятия решения о локализации производства в рамках кластера, но на последующих этапах зависимость участников кластера друг от друга будет ослабевать с одновременным ростом конкурентных позиций.
В целом для Волгоградской области процесс интеграции различных сегментов кластера является безусловно положительным. Основными преимуществами интеграции являются:
увеличение числа заказов на разработку инновационных лекарственных средств и технологию производства дженериков в научных учреждениях и, как следствие, привлечение специалистов и научных сотрудников, обновление материально-технического оснащения учреждений;
увеличение числа заказов на проведение доклинических и клинических исследований;
замещение участниками производственного сегмента кластера в перспективе контрактного производства собственной фармацевтической продукцией (в случае инновационных компаний) или в результате приобретения лицензии на производство и трансфер технологий (в случае контрактных производств).
Существенное влияние на процесс формирования кластера и возможность интеграции его участников будет оказывать позиция органов государственной власти Волгоградской области по следующим ключевым вопросам:
основной источник инвестирования в развитие отечественной фармацевтической промышленности (средства бюджета, частные инвестиции, в том числе иностранные, и их сочетание);
вклад Волгоградской области в развитие кластера (инженерная подготовка территорий, организационно-управленческие решения);
гарантии и преимущества для перспективных участников кластера на начальном этапе (принятие инвестиционных решений, экономия на этапе строительства за счет инфраструктурной подготовки и ускорения процесса согласования проектной документации);
преимущества для участников кластера за счет интеграции (более быстрый процесс разработки и вывода на рынок фармацевтической продукции, преференции при размещении государственного заказа).