Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО (ИНДУСТРИАЛЬНОГО) ПАРКА "ВОЛГА" НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

2. Целесообразность, предпосылки и имеющиеся возможности создания и развития промышленного парка, основные цели, задачи создания и развития промышленного парка


Государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 года N 1535-р, определено, что в долгосрочной перспективе развитие автомобильной промышленности обусловлено необходимостью наполнить отечественный транспортный комплекс современной автомобильной техникой, соответствующей международным требованиям по экологии и безопасности.

Основные проблемы отрасли:

небольшой ассортимент выпускаемой продукции и низкие инвестиции в производство;

низкий объем производства и малые производственные мощности, технологическое отставание отрасли;

отсутствие современной автокомпонентной промышленности;

низкий уровень конкуренции на рынке комплектующих из-за малого присутствия международных автопроизводителей;

низкое качество комплектующих российских поставщиков при малом масштабе производства по моделям;

отсутствие последовательной тарифной и таможенной политики;

отсутствие особой политики стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и низкий объем ее финансирования;

несовершенство нормативного правового регулирования;

низкий уровень инвестиционной привлекательности российских предприятий;

низкий кадровый потенциал и производительность труда в отрасли.

По данным, приведенным в Государственной комплексной программе развития машиностроения Российской Федерации, подготовленной Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз машиностроителей России", лидером в отрасли по выпуску продукции в Российской Федерации является автомобилестроение - на него приходится 27,4 процента совокупного выпуска. Доля химического и нефтехимического машиностроения - 6 процентов, машиностроения для легкой и пищевой промышленности - 2,4 процента, строительно-дорожного машиностроения - 2,1 процента, станкоинструментальной промышленности - 1,9 процента, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения - 1,8 процента, свыше 35 процентов выпуска приходится на оборонные и другие подотрасли.

Производство автобусов демонстрирует лучшую динамику среди всех видов автомобильного транспорта. Их выпуск в Российской Федерации по итогам первого полугодия 2013 г. вырос, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, на 51,3 процента (до 25,1 тыс. машин). При этом выпуск отечественных моделей вырос на 40 процентов (до 19,6 тыс. автобусов), иностранных марок - на 10,5 процента (до 4,8 тыс. единиц). Однако, несмотря на активную динамику производства, объем выпуска автобусов существенно отстает от докризисного уровня.

Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 года N 1538-р, отмечено, что устойчивые конкурентные позиции в Южном федеральном округе сохраняет машиностроительный комплекс. Предприятия Южного федерального округа производят почти 19 процентов от общероссийского объема тракторов, 9 процентов экскаваторов, около 7 процентов легковых автомобилей.

Перспективы экономического развития Южного федерального округа при реализации базового сценария определяются такими факторами, как модернизация производства и технологический прорыв в машиностроении, развитие кластеров транспортного машиностроения, реализация ряда инновационных проектов, в том числе определенных как приоритетные.

Машиностроительный потенциал Южного федерального округа сосредоточен преимущественно в Ростовской и Волгоградской областях. На их долю приходится 75 процентов общего выпуска продукции машиностроения Южного федерального округа. Многие из машиностроительных предприятий являются крупнейшими и даже единственными в стране производителями отдельных видов машиностроительной продукции. К числу основных проблем развития указанной отрасли относятся высокий износ основных фондов (50 процентов и более) и недозагрузка мощностей по ряду производств. Производительность и заработная плата в машиностроении Южного федерального округа ниже, чем в среднем по Российской Федерации.

Несмотря на существующие в настоящее время в отрасли проблемы, машиностроение должно стать одним из приоритетных направлений развития на территории Южного федерального округа, так как обладает значительным потенциалом для роста. Ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность региона в указанной отрасли, являются уникальность существующих в нем машиностроительных предприятий и выпускаемых ими машин и оборудования, наличие квалифицированных кадров и достаточно высокий уровень развития транспортной и энергетической инфраструктуры.

Ростовская и Волгоградская области обладают наибольшей конкурентоспособностью для развития машиностроения.

Для успешного развития машиностроительного комплекса Южного федерального округа приоритетом является реализация сценария инновационного развития, который характеризуется опережающим развитием внутреннего спроса на продукцию с высокой добавленной стоимостью, что, в свою очередь, будет способствовать развитию новых технологий и производству высокотехнологичных видов продукции, повышению производительности труда и снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 года N 1538-р, определено, что к числу основных механизмов реализации стратегии развития машиностроительного комплекса Южного федерального округа относятся:

разработка и внедрение инвестиционных программ и проектов;

финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ и государственного оборонного заказа;

использование развитых финансовых инструментов, включая лизинг;

субсидирование платежей по кредитам.

В ассортиментном плане продукция машиностроительной отрасли Волгоградской области достаточно разнообразна и включает три основных направления: производство транспортных средств и оборудования, производство машин и оборудования и производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Согласно данным статистики в 2012 году в структуре машиностроительного комплекса Волгоградской области - 631 предприятие химического, нефтехимического машиностроения, судостроения, сельскохозяйственного машиностроения. На протяжении ряда лет в машиностроении Волгоградской области наблюдался уверенный рост, прерванный финансовым кризисом 2008 - 2009 годов.

Индекс промышленного производства по производству транспортных средств и оборудования в 2012 году составил 137,6 процента, в 2013 году ожидается 115 процентов, в 2014 году - 125 процентов, в 2015 году - 125 процентов.

В 2012 году объем отгруженных товаров собственного производства по чистому виду деятельности составил 3790,5 млн. рублей, темп роста к аналогичному периоду прошлого года - 130,2 процента, индекс промышленного производства по полному кругу организаций - 107 процентов.