Действующий

О СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ (с изменениями на: 23.05.2016)

2. Семейная политика детствосбережения


В 2011 году в Волгоградской области число родившихся составило 29 тыс. человек и уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 420 человек.

Число детей в возрасте до 17 лет сократилось за 6 лет с 495,5 тысячи в 2005 году до 464,7 тысячи в 2011 году.

Для многодетных и неполных семей, размер доходов которых не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Волгоградской области, характерны максимальные риски бедности. Недостаточно удовлетворен спрос на доступные товары и услуги для детей.

Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством.

В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав. В 2011 году в Волгоградской области 1227 детей отобраны у родителей по решению суда о лишении их родительских прав, у 125 детей родители ограничены в родительских правах.

Фиксируются случаи жестокого обращения с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями. По данным Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области, в 2011 году на территории Волгоградской области в отношении несовершеннолетних было совершено 1837 преступлений, что на 53,1 процента больше, чем в 2010 году. В структуре преступности рассматриваемой категории значительное место занимают преступления, предусмотренные главой 20 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее именуется - УК РФ), - преступления против семьи и несовершеннолетних. За 2011 год совершено 1069 таких преступлений, и они составили 58,2 процента от общего числа преступлений, совершенных в отношении детей. Общее увеличение зарегистрированных в 2011 году уголовных преступлений в отношении детей произошло во многом за счет активной работы по привлечению к уголовной ответственности лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов на содержание детей.

При этом в 2011 году на 17,9 процента уменьшилось количество преступлений, предусмотренных главой 16 УК РФ (преступления против жизни и здоровья). Около 10 процентов преступлений, совершенных в отношении детей, составляют преступления против половой неприкосновенности ребенка. По сравнению с 2010 годом произошло снижение преступлений данной категории на 42 процента.

Во всех общеобразовательных организациях Волгоградской области функционируют советы по профилактике (группы надзора), целью работы которых является выявление детей, находящихся в социально опасном положении, и организация индивидуально-профилактической работы с детьми и родителями. Организована работа психологических служб по оказанию психологической и консультативной помощи родителям по проблемам взаимоотношений с детьми.

(в ред. постановления Правительства Волгоградской области от 10.02.2014 N 58-п)

В Волгоградской области наблюдается тенденция уменьшения доли детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения (в 2008 году - 2,63 процента, или 12043 человека, в 2011 году - 2,08 процента, или 11093 человека). Ежегодно увеличивается доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью (в 2008 году - 81 процент, или 9744 человека, в 2011 году - 89 процентов, или 9872 человека), соответственно сокращается численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2008 году - 2299 человек, в 2011 году - 1620 человек).

Особое внимание уделяется развитию в Волгоградской области системы профессиональных служб по подготовке, обучению и сопровождению семей с детьми, оставшимися без попечения родителей. Сформирована сеть органов и организаций, уполномоченных проводить подготовку кандидатов в приемные родители. Для обеспечения удобства для граждан процесса прохождения подготовки кандидатов в приемные родители на территории 24 муниципальных районов и городских округов Волгоградской области созданы школы приемных родителей. Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется органами опеки и попечительства, образовательными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациями, оказывающими социальные услуги.

Основными задачами в области семейной политики детствосбережения являются:

сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода;

повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми. Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним;

обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье;

развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из поставленных задач, можно обозначить следующие меры для решения названных проблем:

1) первоочередные меры:

оптимизация полномочий органов по защите прав детей, нормативное закрепление порядка межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей;

содействие реализации в Волгоградской области глобальной инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям";

создание и распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, педагогов, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, сеть Интернет, организации и учреждения для детей;

формирование системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства;

2) меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей:

организация мероприятий, пропагандирующих ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного детства через средства массовой информации, систему образования, социальной защиты, здравоохранения, культуры и спорта;

просвещение родителей по вопросам воспитания детей и развитие воспитательного потенциала семьи, создание на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей системы ранней помощи и поддержки родителей в воспитании и развитии детей с применением метода активной поддержки родителей, имеющих детей в возрасте от 0 до 7 лет, школ подготовки молодежи к семейной жизни и сознательному родительству, групп поддержки родителей, групп подготовки родителей к рождению ребенка, клубов для родителей и детей, клубов семейного общения и так далее;

создание служб ранней помощи семьям, имеющим детей в возрасте от 0 до 4 лет с ограниченными возможностями здоровья, групп поддержки для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями;

оказание комплексной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, на основе активизации их внутренних ресурсов для решения возникающих проблем и содействия в преодолении их социальной самоизоляции, в том числе в рамках реализации технологии "Самообеспечение";

формирование действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием образовательных организаций, учреждений здравоохранения, социального обслуживания, в том числе закрепление порядка межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав детей, создание и развитие сети служб, способствующих выявлению случаев жестокого обращения с детьми (информационно-диспетчерская служба, "почта доверия", детский телефон доверия и так далее);