В настоящее время в Российской Федерации отсутствует эффективная система защиты детства, не разработаны стандарты обеспечения и защиты прав ребенка, механизм планомерного выполнения на межведомственном уровне положений Конвенции о правах ребенка и заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка, не определен координирующий федеральный орган исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики в отношении детей, не отвечает требованиям времени деятельность органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей.
Ежегодно десятки тысяч детей вовлекаются в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии с международными обязательствами Российской Федерации надлежит обеспечить доступ детей к правосудию вне зависимости от их процессуальной правоспособности и статуса, что будет способствовать созданию дружественного к ребенку правосудия.
Одной из самых опасных проблем является насилие над детьми. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке. Ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений против детей, защиты их прав, является неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер.
По данным следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Волгоградской области, в 2011 году в производстве следственных органов находилось 160 уголовных дел о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних, из которых три четверти (121 преступление) - преступления, связанные с действиями сексуального характера, 9 - тяжкие насильственные преступления против личности. В суд направлено 81 дело. Потерпевшими по такой категории уголовных дел признан 161 несовершеннолетний.
Из общего количества находившихся в производстве уголовных дел вышеуказанной категории 25 (16,3 процента) - преступления, в которых несовершеннолетние подвергались насилию в семье. Из них 18 направлены в суд.
В 2011 году продолжилась совместная работа уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области со следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Волгоградской области по соглашению от 16 октября 2009 г. "О взаимодействии в сфере противодействия преступным посягательствам против детей и подростков, а также предупреждения преступности среди несовершеннолетних".
Координацию деятельности органов и учреждений, призванных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав, осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Однако правовая основа работы этих комиссий не соответствует стоящим перед ними целям и задачам.
Основными задачами данного направления являются:
создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку;
реформирование комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
реализация мер, направленных на защиту детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию;
создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.
Предусматриваются следующие меры, направленные на решение названных проблем:
1) меры, направленные на реформирование законодательства Волгоградской области в части, касающейся защиты прав и интересов детей:
приведение законодательства Волгоградской области в части, касающейся защиты прав и интересов детей, в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также с рекомендациями Совета Европы по правосудию в отношении детей;
внесение изменений в законодательство Волгоградской области в части, касающейся установления мер повышенной защиты прав детей, пострадавших от преступных посягательств;
создание государственно-общественного механизма реализации Конвенции о правах ребенка, а также заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка, сделанных по результатам рассмотрения периодических докладов Российской Федерации;
усиление института уполномоченного по правам ребенка на региональном уровне путем принятия нормативных правовых актов, предусматривающих создание аппарата уполномоченного по правам ребенка и организации общественных приемных уполномоченного по правам ребенка в муниципальных образованиях Волгоградской области;
дальнейшее совершенствование работы органов опеки и попечительства, повышение ответственности специалистов этих органов, усиление профилактических мер по защите прав и интересов детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечение раннего выявления семей, находящихся в кризисной ситуации, в целях защиты прав детей, проживающих в таких семьях, и сохранения для ребенка его родной семьи;
2) меры, направленные на создание дружественного к ребенку правосудия.
Под дружественным к ребенку правосудием подразумевается система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела.
Основными принципами и элементами дружественного к ребенку правосудия являются общедоступность, соответствие возрасту и развитию ребенка, незамедлительное принятие решений, направленность на обеспечение потребностей, прав и интересов ребенка, уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни, признание ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка, активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке, усиление охранительной функции суда по отношению к ребенку, приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия, специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних, наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения), а также процедур и норм общественного контроля за соблюдением прав ребенка.
В целях развития дружественного к ребенку правосудия предусматривается:
законодательное установление поэтапного введения дружественного к ребенку правосудия, определение его форм, принципов и механизмов осуществления;
принятие мер по обеспечению доступа детей к международному правосудию для защиты их прав и интересов;
обеспечение выполнения Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 года), Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы 1990 года), рекомендаций Комитета министров Совета Европы о европейских правилах для несовершеннолетних правонарушителей, подвергаемых наказанию и мерам воздействия;
проведение научных, социологических исследований в целях выработки эффективной политики в отношении детей, совершивших правонарушения, планирования ее реализации и оценки достигнутых результатов;
проведение научных исследований в области психологии девиантного поведения и разработка методов воздействия, не связанных с применением наказания;
создание сети психолого-педагогических учреждений для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением;