Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КУЛЬТУРА КУЗБАССА" НА 2008-2013 ГОДЫ (с изменениями на: 30.12.2011)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Кемеровская область обладает значительным культурным и творческим потенциалом. Численность государственных и муниципальных учреждений культуры, расположенных в Кемеровской области, составляет около 2,2 тысячи, в том числе: 7 профессиональных театров, Кемеровская государственная областная филармония, 719 библиотек, 747 клубов, 41 музей и 4 выставочных зала, 207 кинотеатров и киноустановок, 4 парка культуры и отдыха, губернаторский культурный центр "Юные дарования Кузбасса", 6 творческих союзов. Участниками творческих союзов являются более 300 актеров, профессиональных художников, дизайнеров, композиторов и литераторов. Для успешной работы творческой интеллигенции имеются Дом актера, Дом художника, Дом литераторов в г. Кемерово, Дом творческих союзов в г. Новокузнецке, что в значительной степени влияет на качество жизни жителей Кемеровской области.

Кемеровская область имеет одну из лучших в стране и Сибирском федеральном округе многоуровневую систему подготовки кадров. Сеть образовательных учреждений культуры состоит из 129 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, 5 средних специальных образовательных учреждений, Кемеровского государственного университета культуры и искусств. В указанных учреждениях культуры обучаются свыше 33,5 тысячи учащихся и студентов.

Вместе с тем накопившиеся проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа ценных объектов культурного наследия продолжают опережать темпы их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. До настоящего времени отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.

По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства.

Реформирование в сфере культуры является прямым следствием происходящих экономических и политических преобразований. Необходим поиск таких решений, которые позволили бы, с одной стороны, обеспечить сохранность культурных ценностей, а с другой - создать экономические механизмы, позволяющие культуре эффективно развиваться в новых рыночных условиях. Однако на сегодняшний день этому процессу мешает недостаточно развитая в отрасли материально-техническая и информационно-ресурсная база учреждений, медленно внедряющиеся новые информационные и управленческие технологии.

Благодаря реализации аналогичных целевых программ в Кемеровской области с 1998 года проводится более 100 мероприятий в год (культурные акции, фестивали, конкурсы, гастроли, выставки, конференции, семинары), ведется модернизация библиотечной системы, поддерживается профессиональное и самодеятельное искусство, создаются предпосылки для перехода отрасли на рыночные отношения.

Выполнение мероприятий Программы будет способствовать прежде всего созданию условий для общедоступности культурной деятельности, обеспечению свободного доступа к культурным ценностям всех жителей Кемеровской области.

Цели Программы разработаны с учетом изменений экономических и правовых условий функционирования учреждений культуры и реализации предыдущих программ.

В соответствии со статьей 11 Закона Кемеровской области "О культуре" Программа предусматривает также социальную поддержку работников культуры, имеющих почетные звания "Народный артист Российской Федерации", "Народный художник Российской Федерации", "Заслуженный артист Российской Федерации", "Заслуженный художник Российской Федерации", "Заслуженный деятель искусств Российской Федерации", "Заслуженный работник культуры Российской Федерации", аналогичные звания в соответствии с законодательством СССР и РСФСР о государственных наградах и почетных званиях, а также работников организаций культуры, имеющих звание "Лауреат премии Кузбасса".