Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (с изменениями на: 02.02.2016)


 Рис. 2. Возможная схема управления в области обращения с отходами эксплуатации автотранспортных средств на территории Республики Коми


4.1.6. Система обращения с отходами сложного оборудования и техники


К отходам сложного оборудования и техники относятся отходы потребления бытового электрооборудования и электронной техники (бытовые электротехнические отходы): не подлежащие использованию холодильники, стиральные и швейные машины, кухонные плиты, телевизоры, магнитофоны, музыкальные центры, компьютеры, телефоны.

Согласно официальным данным, система учета обращения с отходами сложного оборудования и техники не налажена должным образом: за период 2005 - 2010 гг. образование отходов зафиксировано только в 2010 г., в предыдущие годы ни одно из предприятий не представило соответствующие данные. Следует отметить, что 60% образующихся отходов сложного оборудования и техники было направлено на объекты размещения отходов и 40% - передано другим предприятиям для использования (приложение 12. Сведения об отходах сложного оборудования и техники).

Все схемы и организационные механизмы по обращению с отходами сложного оборудования и техники можно разделить по трем направлениям:

1) повторное использование приборов после замены некоторых комплектующих. Такая схема часто применяется, когда действующее, но устаревшее оборудование продается или передается другим пользователям, например, при проведении различных благотворительных акций;

2) использование отдельных пригодных комплектующих, что предоставляет возможность "собрать", например, новый компьютер. После распространения социальных сетей и сайтов, специализирующихся на продаже техники, бывшей в употреблении, область продажи и обмена комплектующих еще больше расширилась;

3) переработка и вторичное использование полезных компонентов с помощью специальных технологий, а также обезвреживание химически опасных компонентов.

В основном все схемы переработки сводятся к операциям:

1 этап (предварительный): сбор, складирование, перевозка;

2 этап (первичная переработка): механическая и ручная разборка;

3 этап (конечная переработка): выделение ценных компонентов (драгоценных металлов и прочего), переработка ценных компонентов в конечный продукт.

На территории республики целесообразна организация сбора и первичной переработки отходов сложного оборудования и техники, включая ручную и механическую разборку отходов и их грубое дробление, с целью подготовки отходов для дальнейшей переработки за пределами республики. Для этого необходимо, чтобы пользователи (физические лица) сложного оборудования и техники, находящихся в частном владении, имели возможность бесплатного возврата оборудования, вышедшего из употребления. Производители должны финансировать сбор на пунктах приема, а также обращение, восстановление и утилизацию оборудования, вышедшего из употребления. Для реализации принципа "ответственности производителя" каждый производитель должен управлять не только процессом производства продукции, но и процессом утилизации собственной продукции после ее использования.

Производитель должен иметь возможность выбора выполнения своих обязательств индивидуально или присоединившись к коллективной схеме. Каждый производитель при выпуске продукции на рынок должен предоставить финансовые гарантии для оплаты мер по ее утилизации. Ответственность за финансирование мероприятий по утилизации сложного оборудования и техники, находящихся в настоящее время в эксплуатации, может быть разделена между всеми существующими производителями с помощью коллективных финансовых схем, по которым все производители, действующие на рынке, вносят свой пропорциональный вклад в необходимые затраты. Коллективные финансовые схемы не должны иметь исключений и приводить к уменьшению числа производителей, импортеров, а также новых участников рынка.

На переходный период производителям должно быть разрешено указать потребителям стоимость сбора на добровольной основе при продаже новой продукции, а также стоимость обращения и утилизации отходов прошлых периодов. Производители, дающие такие сведения, должны гарантировать, что эта стоимость не превышает реально произведенных затрат. При отсутствии производителей сложного оборудования и техники на территории Республики Коми коллективную ответственность несут импортеры и розничные торговые сети.

Реализация указанных мероприятий возможна только при поддержке государства на федеральном уровне путем закрепления принципа "ответственности производителя" в законодательных актах Российской Федерации и проведения соответствующей государственной политики.

Для осуществления раздельного сбора отходов и подготовки их к разборке для дальнейшего использования планируется создать комплексные пункты приема вторичного сырья и опасных отходов, мощности по первичной переработке электронного и электротехнического оборудования, вышедшего из употребления. С целью минимизации негативного воздействия отходов на окружающую среду установки по переработке отходов сложного оборудования и техники необходимо разместить на территории базовых объектов: полигонов отходов, мусороперегрузочных станций.

Общие сведения о размещении комплексных пунктов сбора представлены в приложении 5. Схема территориальной оптимизации системы обращения с отходами.

Один из малозатратных вариантов организации сбора и накопления отходов сложного оборудования и техники - выделение помещения для складирования сданного оборудования и техники до тех пор, пока не будет предъявлен спрос на них. При этом обязательным условием процесса складирования является внесение записи о месте складирования в республиканский кадастр отходов производства и потребления.


4.1.7. Система обращения с коммунальными отходами в частном секторе, дачных обществах, лесополосах, водоохранных зонах


На территории садоводческих (дачных) объединений, в лесополосах и водоохранных зонах запрещается организация объектов размещения отходов.

В частном секторе и садоводческих (дачных) обществах обращение с отходами необходимо организовать путем минимизации образования отходов и раздельного сбора отходов. При этом будет необходимо разделение отходов на несколько потоков:

горючие отходы (бумага, картон), которые сжигаются в домашних печах;

биоразлагаемые отходы (пищевые отходы), которые компостируются в домовладениях;

прочие отходы (металл, стекло, пластик), которые собираются и вывозятся на объекты размещения отходов.

Отсортированные фракции твердых бытовых отходов планируется утилизировать на садовых (дачных) участках путем компостирования и сжигания отдельных компонентов отходов. Для отходов, состоящих из стекла, металла, полимерных материалов и др., на территории общего пользования объединений необходимо предусмотреть контейнерные площадки для их сбора, обустроенные в соответствии с законодательством.