Согласно предложенному варианту оптимизации системы обращения с твердыми бытовыми отходами часть отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения, аккумулируется на объектах сбора и накопления отходов (в том числе объекты размещения (площадки хранения) отходов), другая часть, состоящая из ценных компонентов отходов и опасных отходов, собирается в пунктах приема. По мере формирования транспортной партии отходы с объектов сбора и накопления отходов и пунктов приема вывозятся на полигоны отходов, которые организованы в привязке к населенным пунктам с большой численностью населения. Эти полигоны служат ядрами сети объектов накопления, сортировки и размещения отходов. Вокруг этих ядер выстроены все остальные объекты. Построение сети объектов накопления, сортировки и размещения отходов основывается на удаленности мест образования отходов от полигонов отходов.
Предложенная система оптимизации направлена на минимизацию бюджетных средств путем организации объектов размещения (площадок хранения) отходов на территории небольших населенных пунктов и строительства полигонов отходов в привязке к территориям с высокой плотностью населения.
Территориальная организация сети объектов накопления, сортировки и размещения отходов должна учитывать сложившуюся систему расселения, развитие транспортной сети Республики Коми, поэтому организация полигонов отходов целесообразна в привязке к городам: Сыктывкар, Ухта, Воркута, Печора, Усинск, Инта, Сосногорск, Вуктыл, Емва. Площадь территории республики значительна, в связи с этим организация полигонов только в городах будет недостаточна, чтобы сбором отходов были охвачены все населенные пункты, в том числе труднодоступные. Поэтому необходимо организовать полигоны в следующих населенных пунктах: Жешарт, Усть-Кулом, Троицко-Печорск, Визинга, Ижма, Сизябск, Кожва, Объячево, Летка, Усогорск, Кослан, Усть-Цильма, Корткерос, Сторожевск, Койгородок, Синдор, Зимстан, Ермица, Брыкаланск, Сивомаскинский, Среднее Бугаево. В зависимости от территории, которую обслуживает полигон того или иного населенного пункта, ему придается "межмуниципальный" или "межпоселенческий" статус. В населенных пунктах со значительной численностью населения целесообразно организовать комплексные полигоны отходов, особенностью которых является наличие на них объектов по обработке, утилизации отходов, площадок складирования вторичного сырья.
В населенных пунктах, где нецелесообразна организация полигонов отходов, необходима организация объектов размещения (площадок хранения) отходов, откуда отходы вывозятся на полигоны отходов. Чем и сколько раз вывозить отходы с объектов размещения (площадок хранения) отходов определяется в каждом конкретном случае с учетом следующих факторов:
вида транспорта;
времени года;
накопленного количества отходов;
удаленности от полигона или мусороперегрузочной станции.
Для некоторых населенных пунктов, отдаленных от полигонов отходов, целесообразно организовать двухэтапный вывоз твердых бытовых отходов с использованием мусороперегрузочных станций, который включает в себя следующие технологические процессы:
сбор отходов на объектах размещения (площадках хранения) отходов;
вывоз отходов собирающими мусоровозами на мусороперегрузочную станцию;
перегрузка в большегрузные транспортные средства;
вывоз отходов к месту их размещения (захоронения) или утилизации;
выгрузка отходов на полигоне отходов или на месте их утилизации.
Использование мусороперегрузочных станций позволяет снизить расходы на вывоз отходов к местам их размещения (захоронения) или утилизации, уменьшив количество собирающих мусоровозов.
Сортировку отходов целесообразно организовать на полигонах или на мусороперегрузочных станциях, при этом не исключена возможность осуществления сортировки отходов на объектах размещения (площадках хранения) отходов. Сортировка отходов на мусороперегрузочных станциях позволит уменьшить количество отходов, которое необходимо вывезти на полигон отходов и захоронить, а значит и снизить расходы, при этом выделив компоненты отходов, которые можно использовать как вторичное сырье. Сортировка отходов, поступивших на полигон без сортировки, позволяет снизить количество отходов, направляемых на захоронение, и выделить ценные фракции твердых бытовых отходов.
Подробное описание планируемой схемы обращения с отходами из жилищ и аналогичными им отходами для каждого населенного пункта республики приведено в приложении 5. Схема территориальной оптимизации системы обращения с отходами.
Таким образом, для реализации планируемой схемы обращения с отходами из жилищ и аналогичными им отходами необходимо закрыть и рекультивировать объекты размещения отходов, которые не соответствуют природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям законодательства и дальнейшая эксплуатация которых нецелесообразна, обустроить существующие объекты размещения под объекты размещения (площадки хранения) отходов, построить и ввести в эксплуатацию полигоны, отвечающие требованиям российского санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, и объекты по сортировке твердых бытовых отходов (приложение 6. Характеристика объектов размещения отходов и мусоросортировочных станций, предлагаемых к строительству, приложение 7. Мероприятия, направленные на территориальную оптимизацию системы обращения с коммунальными отходами).
Эксплуатация новых полигонов должна осуществляться в соответствии с современными действующими нормами. Одновременно с этим необходимо организовать раздельный сбор отходов в местах их образования и стремиться максимально увеличить долю повторного использования отходов и продлить срок эксплуатации полигонов. После того как будут существенно улучшены условия захоронения отходов, а также система сбора пригодных для сжигания и сбраживания отходов, необходимо увеличить долю производства энергии из твердых бытовых отходов.
Система обращения с отходами должна охватывать все этапы: сбор (оборудование контейнерной площадки), транспортирование (вывоз мусоровозами на мусороперегрузочные станции и предприятиям-переработчикам отдельных компонентов отходов), размещение (объекты размещения спрессованной неутилизируемой фракции, построенные в соответствии с требованиями природоохранного законодательства), использование, обезвреживание и переработка (объекты по использованию, обезвреживанию и переработке отходов). В крупных центрах муниципальных образований должна быть внедрена система раздельного сбора отходов.
4.1.2. Система обращения с отходами строительства и сноса
Отходы строительной отрасли экономики включают в себя отходы от сноса, разборки, реконструкции, ремонта и строительства зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и промышленных объектов.
Согласно форме 2-ТП (отходы), масса образования в 2010 г. составила 32975 т отходов (приложение 8. Сведения об отходах строительства и сноса). Однако действующая система учета не позволяет дать полную картину образования отходов строительства и сноса.
В рамках Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 г., одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45, на территории республики планируется дальнейшая активизация деятельности строительного комплекса, в том числе жилищного строительства.