Создание системы раздельного сбора твердых бытовых отходов напрямую зависит от экологической культуры населения, поэтому на подготовительном этапе необходимо провести работу с населением по вопросу раздельного сбора отходов, создать механизмы стимулирования. Основную роль при работе с населением должны взять на себя общественные организации. Необходима государственная поддержка для создания условий мотивации граждан: гарантия получения населением денежной компенсации за отсортированные отходы, сданные в пункты приема отходов, при этом денежная компенсация, выдаваемая за сдачу отсортированных отходов, должна покрывать затраты, которое несет население при транспортировке отходов до этих пунктов.
Организационный этап включает в себя разработку схем санитарной очистки территории населенных мест с обязательным включением в нее раздельного сбора отходов. Также в схеме необходимо предусмотреть схему движения различных потоков отходов, начиная от контейнера и заканчивая предприятиями-потребителями вторичного сырья.
Этап непосредственного внедрения системы раздельного сбора включает создание инфраструктуры для раздельного сбора, включая организацию площадок, установку специальных контейнеров, использование соответствующей транспортной техники для вывоза каждого отдельно собранного компонента отходов. При этом организация раздельного сбора отходов может осуществляться как самим населением, так и управляющими организациями путем извлечения полезных фракций мусора из контейнеров у подъездов жилых домов, при этом ценное сырье поступает на переработку, а остатки прессуются на мини-прессах. В ближайшей перспективе в связи с низкой активностью населения необходимо организовать раздельный сбор силами управляющих компаний. При эффективной государственной политике, направленной на вовлечение в раздельный сбор населения, и активной пропаганде раздельного сбора среди граждан возможен постепенный переход на раздельный сбор отходов населением.
На период до 2015 г. раздельный сбор отходов планируется сопровождать сортировкой отходов на объектах их размещения, так как доля полезных компонентов отходов, отсортированная населением и управляющими компаниями, будет низкая. Поэтому первоочередными мероприятиями будут являться:
создание инфраструктуры для раздельного сбора отходов;
установка мусоросортировочных линий (комплексов) на межмуниципальных и межпоселенческих полигонах твердых бытовых отходов.
Схематическая модель по извлечению вторичного сырья из состава отходов раздельного сбора на территории республики представлена на рис. 4.
Первоочередными мероприятиями (в 2012 г. и на период до 2015 г.) создания системы раздельного сбора отходов являются:
разработка нормативных правовых актов органами государственной власти Республики Коми и органами местного самоуправления в области раздельного сбора отходов;
проведение научно-исследовательской работы по определению ресурсного потенциала отходов;
налаживание пофракционного сбора "коммерческих" бытовых отходов с направлением обогащенных фракций на специальные комплексы по сортировке и переработке таких отходов (отходы нежилого сектора характеризуются повышенным содержанием незагрязненной макулатуры, металлов, пластмассы и низким содержанием пищевых остатков);
организация системы раздельного сбора отходов и создание соответствующей инфраструктуры;
прессование отходов в стационарных уплотняющих устройствах на объектах размещения или на мусороперегрузочных станциях;
создание стационарных и/или передвижных комплексных пунктов приема отходов и вторичного сырья у населения.
Реализация указанных мероприятий в центральных населенных пунктах будет способствовать увеличению доли вторсырья, выделенной из состава отходов, для дальнейшей реализации, снизит общие расходы на удаление отходов за счет минимизации количества захороняемых отходов и их транспортировании контейнеровозами в уплотненном виде и уменьшит объемы отходов, вывозимых на объекты размещения, тем самым увеличив сроки эксплуатации объектов размещения.
В дальнейшем на период до 2020 г. планируется развитие системы раздельного сбора в большинстве населенных пунктах республики.
Создание системы раздельного сбора по нескольким несмешивающимся потокам (раздельный сбор отходов жилого и нежилого секторов, опасных компонентов и вторичного сырья) позволит в итоге создать систему обращения с отходами, отвечающую требованиям природоохранного законодательства и принципам ресурсосбережения.
┌═════════════‰ ┌════════════‰ ┌═══════════════════‰
│ Население ├═══┬═>│ Вторичное ├════>│ Пункты приема ├════════‰
└═════════════… │ │ сырье │ ┌═>│ вторичного сырья │ │
│ └════════════… │ └═══════════════════… │
│ │ \/
│ ┌════════════‰ │ ┌═════════‰
│ │Используемая│ │ ┌═══════════════════‰ │Вторичное│
├═>│ фракция ├══┼═>│Мусоросортировочная├══>│ сырье │
│ │раздельного │ │ │ линия │ └═════┬═══…
│ │ сбора │ │ └══════════┬════════… │
│ └════════════… │ │ │
│ │ │ │
│ ┌════════════‰ │ │ │
│ │ Смешанные │ │ │ │
└═>│ отходы ├══┼═‰ │ │
│раздельного │ │ │ │ │
│ сбора │ │ │ │ │
└════════════… │ │ │ │
│ │ │ │
┌═════════════‰ ┌════════════‰ │ │ │ │
│Хозяйствующие├═══┬═>│ Вторичное ├══… │ │ │
│ субъекты │ │ │ сырье │ │ │ │
└═════════════… │ └════════════… │ │ │
/\ │ └═════‰ │ │
│ │ ┌════════════‰ \/ \/ │
│ │ │ Отходы с │ ┌═══════════════════‰ │
│ └═>│ низким ├════>│ Полигон ТБО │ │
│ │ ресурсным │ └═══════════════════… │
│ │потенциалом │ │
│ └════════════… │
└══════════════════════════════════════════════════════════════…