АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2013 года N 933


Об утверждении областной государственной программы "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Смоленской области"

(с изменениями на 29 марта 2024 года)

(в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 02.06.2014 N 404, от 15.08.2014 N 582, от 26.09.2014 N 670, от 18.12.2014 N 862, от 30.12.2014 N 942, от 06.04.2015 N 154, от 11.06.2015 N 328, от 06.08.2015 N 479, от 03.09.2015 N 549, от 12.11.2015 N 695, от 22.12.2015 N 821, от 29.12.2015 N 870, от 05.02.2016 N 37, от 25.02.2016 N 88, от 13.05.2016 N 260, от 29.06.2016 N 375, от 13.09.2016 N 558, от 11.10.2016 N 589, от 24.10.2016 N 606, от 13.12.2016 N 727, от 30.12.2016 N 817, от 22.02.2017 N 70, от 01.03.2017 N 83, от 29.06.2017 N 427, от 26.09.2017 N 649, от 13.10.2017 N 695, от 29.11.2017 N 790, от 27.12.2017 N 910, от 30.01.2018 N 45, от 22.02.2018 N 110, от 26.04.2018 N 267, от 03.07.2018 N 456, от 19.10.2018 N 673, от 04.12.2018 N 818, от 28.12.2018 N 955, от 22.02.2019 N 59, от 15.04.2019 N 214, от 27.06.2019 N 382, от 25.09.2019 N 562, от 18.11.2019 N 692, от 19.12.2019 N 780, от 13.03.2020 N 116, от 13.04.2020 N 193, от 25.06.2020 N 371, от 05.08.2020 N 483, от 17.09.2020 N 566, от 19.10.2020 N 605, от 16.11.2020 N 680, от 10.12.2020 N 752, от 23.12.2020 N 813, от 17.03.2021 N 145, от 22.07.2021 N 468, от 20.09.2021 N 604, от 22.10.2021 N 670, от 22.11.2021 N 722, от 28.12.2021 N 859, от 29.12.2021 N 886, от 28.03.2022 N 173, от 29.03.2022 N 176, от 11.05.2022 N 288, от 06.09.2022 N 633, от 24.10.2022 N 757, от 23.12.2022 N 1008, от 27.12.2022 N 1038, от 30.01.2023 N 18, от 08.06.2023 N 301, от 19.09.2023 N 556, постановлений Правительства Смоленской области от 27.11.2023 N 129, от 11.12.2023 N 181, от 19.12.2023 N 221, от 20.12.2023 N 227, от 28.12.2023 N 293, от 29.03.2024 N 214)



В соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 19.01.2022 N 5 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке областных государственных программ, их формирования и реализации" Администрация Смоленской области постановляет:


(в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 18.12.2014 N 862, от 06.04.2015 N 154, от 12.11.2015 N 695, от 22.12.2015 N 821, от 29.06.2017 N 427, от 27.12.2017 N 910, от 26.04.2018 N 267, от 28.03.2022 N 173)


Утвердить прилагаемую областную государственную программу "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Смоленской области" (далее также - Государственная программа).


(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 19.10.2018 N 673)



Губернатор
Смоленской области
А.В.ОСТРОВСКИЙ



Утверждена
постановлением
Администрации
Смоленской области
от 20.11.2013 N 933



ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. постановления Правительства Смоленской области от 29.03.2024 N 214)




1. Стратегические приоритеты в сфере реализации Государственной программы


Водные ресурсы играют важную роль в экологическом, экономическом и географическом положении Смоленской области.


Забор воды из водных объектов за 2022 год составил 143,18 млн. м3. Из общего объема использованной воды 33,9% (44,79 млн. м3) используется на хозяйственно-питьевые нужды, 62,8% (82,92 млн. м3) - на производственные нужды, 3,3% (4,34 млн. м3) - на нужды сельскохозяйственного водоснабжения, прочие нужды и рыбного хозяйства. 52,13% (68,85 млн. м3) от общего объема использованной воды приходится на предприятия по производству и распределению электроэнергии.


Основной объем забранной воды (92,6%) приходится на бассейн реки Днепр.


В водные объекты Смоленской области в 2022 году сброшено 58,76 млн. м3 сточных вод, из них 44,35 млн. м3 (75,5%) - загрязненных.


Необходимость в создании глобальных защитных систем от наводнений на территории Смоленской области отсутствует, но локальные системы защиты территорий необходимы.


Особую опасность при прохождении половодья и паводков представляют гидротехнические сооружения, построенные на водотоках, не обладающие достаточной пропускной способностью и находящиеся в неудовлетворительном техническом и предаварийном состоянии, что ведет к их разрушению, затоплению и подтоплению нижележащих территорий, разрушению дорожной сети и коммуникаций.


В настоящее время на территории Смоленской области насчитывается 236 гидротехнических сооружений. Большинство из них имеет сроки эксплуатации 30 лет и более. Техническое состояние гидротехнических сооружений ежегодно ухудшается. Более половины гидротехнических сооружений представляют опасность для объектов экономики и населения Смоленской области при аварийных ситуациях, особенно в период весеннего половодья и дождевых паводков. Также следует учитывать, что в случае разрушения гидротехнического сооружения население лишается единственного места отдыха и пожарного водоема. В целях предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций и приведения гидротехнических сооружений в надлежащее состояние необходимо проведение их капитального ремонта, что предполагает расходы бюджетов разных уровней в течение длительного периода времени и не может быть осуществлено в рамках одного финансового года.


За период с 2019 по 2023 год было отремонтировано 7 гидротехнических сооружений.


Приведение гидротехнических сооружений в безопасное состояние позволит обеспечить улучшение качества жизни населения и состояния окружающей среды, гарантировать обеспечение защиты населения и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Смоленской области.


На сегодняшний день одной из актуальных проблем для Смоленской области остается ликвидация и рекультивация несанкционированных свалок отходов производства и потребления. На территории Смоленской области находятся 17 объектов размещения отходов, на которых в прошлом на протяжении многих лет осуществлялась деятельность по захоронению отходов (далее - объекты).


В связи с изменением законодательства с 2015 года размещение отходов на данных объектах запрещено. В настоящее время объекты не включены в государственный реестр объектов размещения отходов и не эксплуатируются. Объекты имеют признаки накопленного вреда окружающей среде и подлежат ликвидации, а земельные участки, на которых они расположены, - рекультивации.


В соответствии с пунктом 1 статьи 80.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.


В 2022 - 2023 годах в рамках реализации федерального проекта "Генеральная уборка" Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проведены обследования и дана оценка влияния на окружающую среду, здоровье и продолжительность жизни граждан 10 объектов, обладающих признаками объектов накопленного вреда окружающей среде. Данные объекты расположены в г. Велиже, пос. Шумячи, дер. Воротышино Ярцевского района Смоленской области, дер. Ермачки и дер. Попово Кардымовского района Смоленской области, дер. Малеево Краснинского района Смоленской области, дер. Свирковец Монастырщинского района Смоленской области, вблизи урочищ Семеновка и Бабаевка Демидовского района Смоленской области, в Озерненском городском поселении Духовщинского района Смоленской области, пос. Пржевальское Демидовского района Смоленской области, вблизи дер. Ивашково Гагаринского района Смоленской области.


Ликвидация указанных объектов возможна только на основании проектной документации на проведение таких работ. Для этого Министерством природных ресурсов и экологии Смоленской области в рамках Государственной программы реализуется мероприятие "Разработка проектно-сметной документации ликвидации накопленного экологического вреда окружающей среде на территории Смоленской области".


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" на территории Смоленской области в рамках национального проекта "Экология" реализуется региональный проект "Чистая страна".


В целях реализации мероприятий регионального проекта "Чистая страна" между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии в феврале 2019 года заключено соглашение о реализации регионального проекта "Чистая страна (Смоленская область)" на территории Смоленской области.


В соответствии с задачами федерального проекта "Чистая страна", входящего в состав национального проекта "Экология", свалки в границах городов подлежат ликвидации к концу 2024 года.


В рамках реализации федерального проекта "Чистая страна" в 2023 - 2024 годах на территории Смоленской области реализуется природоохранный проект "Ликвидация объекта накопленного вреда окружающей среде - несанкционированной свалки, расположенной в границе города Смоленска" (далее - природоохранный проект). Стоимость реализации природоохранного проекта - 399398028,83 рубля.


В целях реализации природоохранного проекта между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Администрацией Смоленской области в декабре 2022 года заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.


Выполнение работ по реализации природоохранного проекта осуществляется на основании государственного контракта, заключенного между Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии и обществом с ограниченной ответственностью "Строительная Компания "Гидрокор". Технология ликвидации свалки в границе города Смоленска предполагает формирование из свалки террикона с защитным многофункциональным экраном и создание системы пассивной дегазации.


За ходом реализации природоохранного проекта осуществляется строительный и лабораторный контроль со стороны областного государственного бюджетного учреждения "Управление капитального строительства Смоленской области" и филиала "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Смоленской области" федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу".


Завершение работ по реализации природоохранного проекта запланировано на декабрь 2024 года.


В целях достижения результата регионального проекта "Чистая страна" - "Разработка проектно-сметной документации ликвидации накопленного экологического вреда окружающей среде на территории Смоленской области" - продолжается работа по государственному контракту от 27.07.2021 N 3 на оказание услуг по разработке проектной документации на ликвидацию (рекультивацию) несанкционированной свалки отходов, расположенной по адресу: Смоленская область, Кардымовский район, территория карьера нерудных материалов между дер. Ермачки и дер. Попово. Срок действия государственного контракта - до 31.12.2024.


В 2023 году завершена разработка проектно-сметной документации в рамках государственного контракта от 29.09.2021 N б/н на оказание услуг по разработке проектной документации по объекту накопленного экологического вреда "Рекультивация третьей очереди полигона ТБО, расположенного вблизи д. Ивашково Гагаринского района Смоленской области".


В феврале 2019 года между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии заключено соглашение о реализации регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Смоленская область)" на территории Смоленской области. Предметом указанного соглашения является организация взаимодействия сторон при реализации регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Смоленская область)" и осуществление мониторинга его реализации по достижению целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" в части мероприятий, реализуемых в регионе.


На 2023 год для Смоленской области установлены следующие значения показателей федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами":


- доля твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО), направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных ТКО - 51,4%, в 2023 году достигнуто значение 59,3% (115,4% от плана);


- доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) ТКО, в общей массе образованных ТКО - 1,4%, в 2023 году достигнуто значение - 1,4% (100% от плана);


- доля направленных на захоронение ТКО, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных ТКО - 98,6%, в 2023 году достигнуто значение - 98,6% (100% от плана);


- доля импорта оборудования для обработки и утилизации ТКО - 37%, в 2023 году достигнуто значение - 0% (100% от плана), так как в отчетном периоде импортное оборудование не приобреталось.


Значения показателей, установленных на 2023 год, достигнуты.


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" к 2030 году необходимо создать устойчивую систему обращения с ТКО, обеспечивающую сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза.


В целях достижения данного показателя на территории Смоленской области действует три мусоросортировочных комплекса, которые расположены на полигонах твердых коммунальных отходов в Смоленском и Рославльском районах. Общая мощность объектов сортировки составляет 150000 тонн/год. Отобранные в результате сортировки фракции бумаги, стекла и пластика в дальнейшем направляются на переработку в соседние регионы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»