Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2013 года N 933


Об утверждении областной государственной программы "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Смоленской области"

(с изменениями на 22 июля 2021 года)

(в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 02.06.2014 N 404, от 15.08.2014 N 582, от 26.09.2014 N 670, от 18.12.2014 N 862, от 30.12.2014 N 942, от 06.04.2015 N 154, от 11.06.2015 N 328, от 06.08.2015 N 479, от 03.09.2015 N 549, от 12.11.2015 N 695, от 22.12.2015 N 821, от 29.12.2015 N 870, от 05.02.2016 N 37, от 25.02.2016 N 88, от 13.05.2016 N 260, от 29.06.2016 N 375, от 13.09.2016 N 558, от 11.10.2016 N 589, от 24.10.2016 N 606, от 13.12.2016 N 727, от 30.12.2016 N 817, от 22.02.2017 N 70, от 01.03.2017 N 83, от 29.06.2017 N 427, от 26.09.2017 N 649, от 13.10.2017 N 695, от 29.11.2017 N 790, от 27.12.2017 N 910, от 30.01.2018 N 45, от 22.02.2018 N 110, от 26.04.2018 N 267, от 03.07.2018 N 456, от 19.10.2018 N 673, от 04.12.2018 N 818, от 28.12.2018 N 955, от 22.02.2019 N 59, от 15.04.2019 N 214, от 27.06.2019 N 382, от 25.09.2019 N 562, от 18.11.2019 N 692, от 19.12.2019 N 780, от 13.03.2020 N 116, от 13.04.2020 N 193, от 25.06.2020 N 371, от 05.08.2020 N 483, от 17.09.2020 N 566, от 19.10.2020 N 605, от 16.11.2020 N 680, от 10.12.2020 N 752, от 23.12.2020 N 813, от 17.03.2021 N 145, от 22.07.2021 N 468)




В соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 19.08.2013 N 703 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке областных государственных программ, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации областных государственных программ" Администрация Смоленской области постановляет:


(в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 18.12.2014 N 862, от 06.04.2015 N 154, от 12.11.2015 N 695, от 22.12.2015 N 821, от 29.06.2017 N 427, от 27.12.2017 N 910, от 26.04.2018 N 267)


Утвердить прилагаемую областную государственную программу "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Смоленской области" (далее также - Государственная программа).


(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 19.10.2018 N 673)



Губернатор
Смоленской области
А.В.ОСТРОВСКИЙ



Утверждена
постановлением
Администрации
Смоленской области
от 20.11.2013 N 933



ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 02.06.2014 N 404, от 15.08.2014 N 582, от 26.09.2014 N 670, от 18.12.2014 N 862, от 30.12.2014 N 942, от 06.04.2015 N 154, от 11.06.2015 N 328, от 06.08.2015 N 479, от 03.09.2015 N 549, от 12.11.2015 N 695, от 22.12.2015 N 821, от 29.12.2015 N 870, от 05.02.2016 N 37, от 25.02.2016 N 88, от 13.05.2016 N 260, от 29.06.2016 N 375, от 13.09.2016 N 558, от 11.10.2016 N 589, от 24.10.2016 N 606, от 13.12.2016 N 727, от 30.12.2016 N 817, от 22.02.2017 N 70, от 01.03.2017 N 83, от 29.06.2017 N 427, от 26.09.2017 N 649, от 13.10.2017 N 695, от 29.11.2017 N 790, от 27.12.2017 N 910, от 30.01.2018 N 45, от 22.02.2018 N 110, от 26.04.2018 N 267, от 03.07.2018 N 456, от 19.10.2018 N 673, от 04.12.2018 N 818, от 28.12.2018 N 955, от 22.02.2019 N 59, от 15.04.2019 N 214, от 27.06.2019 N 382, от 25.09.2019 N 562, от 18.11.2019 N 692, от 19.12.2019 N 780, от 13.03.2020 N 116, от 13.04.2020 N 193, от 25.06.2020 N 371, от 05.08.2020 N 483, от 17.09.2020 N 566, от 19.10.2020 N 605, от 16.11.2020 N 680, от 10.12.2020 N 752, от 23.12.2020 N 813, от 17.03.2021 N 145, от 22.07.2021 N 468)




Паспорт областной государственной программы "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Смоленской области"

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 19.10.2018 N 673)

Администратор Государственной программы

Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии

Ответственные исполнители подпрограмм Государственной программы

Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии;

органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области

Исполнители основных мероприятий Государственной программы

Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии;

органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области;

областное государственное казенное учреждение "Дирекция особо охраняемых природных территорий Смоленской области" (далее - ОГКУ "Дирекция ООПТ Смоленской области")

Наименования подпрограмм Государственной программы

подпрограмма "Развитие водохозяйственного комплекса Смоленской области";

обеспечивающая подпрограмма

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 19.10.2018 N 673)

Наименование региональных проектов, реализуемых в рамках Государственной программы

региональный проект "Чистая страна"

(введено постановлением Администрации Смоленской области от 17.03.2021 N 145)

Цель Государственной программы

снижение до допустимого уровня негативного воздействия на окружающую среду и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения

Целевые показатели реализации Государственной программы

количество особо охраняемых природных территорий регионального значения;

общее количество описанных местоположений границ земельных участков под особо охраняемыми природными территориями регионального значения;

доля установленных (нанесенных на землеустроительные карты) границ водных объектов в протяженности береговых линий (границ водных объектов), требующих установления;

доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве предусмотренных к капитальному ремонту гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности;

количество разработанной проектно-сметной документации по ликвидации объектов накопленного экологического вреда окружающей среде на территории Смоленской области

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 17.03.2021 N 145)

Сроки (этапы) реализации Государственной программы

2014 - 2016 годы - I этап;

2017 - 2024 годы - II этап

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 22.02.2019 N 59)

Объемы ассигнований Государственной программы (по годам реализации и в разрезе источников финансирования)

общий объем финансирования Государственной программы в 2014 - 2024 годах составит 1053803,8 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 495830,2 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 541091,1 тыс. рублей;

средства бюджетов муниципальных образований Смоленской области - 16882,5 тыс. рублей.

Объем финансирования I этапа Государственной программы в 2014 - 2016 годах составит 315254,2 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 131213,7 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 173056,6 тыс. рублей;

средства бюджетов муниципальных образований Смоленской области - 10983,9 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год, всего - 90715,5 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 34384,0 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 51972,5 тыс. рублей;

средства бюджетов муниципальных образований Смоленской области - 4359,0 тыс. рублей;

2015 год, всего - 117452,5 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 53508,0 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 60843,6 тыс. рублей;

средства бюджетов муниципальных образований Смоленской области - 3100,9 тыс. рублей;

2016 год, всего - 107086,2 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 43321,7 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 60240,5 тыс. рублей;

средства бюджетов муниципальных образований Смоленской области - 3524,0 тыс. рублей.

Объем финансирования II этапа Государственной программы в 2017 - 2024 годах составит 738549,6 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 364616,5 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 368034,5 тыс. рублей;

средства бюджетов муниципальных образований Смоленской области - 5898,6 тыс. рублей, в том числе по годам:

2017 год, всего - 128045,8 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 92476,5 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 34619,5 тыс. рублей;

средства бюджетов муниципальных образований Смоленской области - 949,8 тыс. рублей;

2018 год, всего - 131818,0 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 85749,6 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 45188,7 тыс. рублей;

средства бюджетов муниципальных образований Смоленской области - 879,7 тыс. рублей;

2019 год, всего - 143921,6 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 87435,8 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 55337,2 тыс. рублей;

средства бюджетов муниципальных образований Смоленской области - 1148,6 тыс. рублей;

2020 год, всего - 118854,0 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 64522,3 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 53408,7 тыс. рублей;

средства бюджетов муниципальных образований Смоленской области - 923,0 тыс. рублей;

2021 год, всего - 65580,7 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 12350,1 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 52339,8 тыс. рублей;

средства бюджетов муниципальных образований Смоленской области - 890,8 тыс. рублей;

2022 год, всего - 54935,3 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 12348,4 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 42073,4 тыс. рублей;

средства бюджетов муниципальных образований Смоленской области - 513,5 тыс. рублей;

2023 год, всего - 52564,0 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 9733,8 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 42533,6 тыс. рублей;

средства бюджетов муниципальных образований Смоленской области - 296,6 тыс. рублей;

2024 год, всего - 42830,2 тыс. рублей, в том числе:

средства областного бюджета - 42533,6 тыс. рублей;

средства бюджетов муниципальных образований Смоленской области - 296,6 тыс. рублей

(в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 17.03.2021 N 145, от 22.07.2021 N 468)

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

улучшение качества окружающей среды Смоленской области и обеспечение экологической безопасности жителей Смоленской области



1. Общая характеристика социально-экономической сферы реализации Государственной программы


Водные ресурсы играют важную роль в экологическом, экономическом и географическом положении Смоленской области.


Абзацы второй - седьмой утратили силу. - Постановление Администрации Смоленской области от 17.03.2021 N 145.


Необходимость в создании глобальных защитных систем от наводнений на территории Смоленской области отсутствует, но локальные системы защиты территорий необходимы.


Особую опасность при прохождении половодья и паводков представляют гидротехнические сооружения, построенные на водотоках, не обладающие достаточной пропускной способностью и находящиеся в неудовлетворительном техническом и предаварийном состоянии, что ведет к их разрушению, затоплению и подтоплению нижележащих территорий, разрушению дорожной сети и коммуникаций.


В настоящее время на территории Смоленской области насчитывается 231 гидротехническое сооружение, большинство из которых имеет сроки эксплуатации 30 лет и более. Техническое состояние гидротехнических сооружений ежегодно ухудшается, и более половины гидротехнических сооружений представляют опасность для объектов экономики и населения Смоленской области при аварийных ситуациях, особенно в период весеннего половодья и дождевых паводков. Также следует учитывать, что в случае разрушения гидротехнического сооружения население лишается единственного места отдыха и пожарного водоема. В целях предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций и приведения гидротехнических сооружений в надлежащее состояние необходимо проведение их капитального ремонта, что предполагает расходы бюджетов разных уровней в течение длительного периода времени и не может быть решено в пределах одного финансового года.


(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 05.08.2020 N 483)


В результате за период с 2018 по 2020 год было отремонтировано 3 гидротехнических сооружения (из них за период с 2018 по 2019 год отремонтировано 2 гидротехнических сооружения, в 2020 году - 1 гидротехническое сооружение).


(абзац введен постановлением Администрации Смоленской области от 17.03.2021 N 145)


Качественный состав воды в поверхностных водных объектах в основном оценивается от умеренно загрязненного до загрязненного, в местах значительного сосредоточения населения и промышленности - до грязного.


В результате интенсивного использования водных ресурсов происходит изменение не только количества воды, пригодной для той или иной сферы хозяйственной деятельности, но и ее качества. Объясняется это тем, что большинство рек являются одновременно источниками водоснабжения и приемниками хозяйственно-бытовых, производственных и сельскохозяйственных стоков. Эффективность работы очистных сооружений оставляет желать лучшего. Основная масса загрязняющих веществ, в том числе хлориды, сульфаты, взвешенные вещества, азот аммонийный, железо, поступает от предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Наряду со сбросом хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод от населенных пунктов, промышленности и сельскохозяйственных предприятий через системы канализации имеет место сброс ливневых сточных вод, оказывающих негативное воздействие на состояние поверхностных водных объектов.


(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 17.03.2021 N 145)


В России сегодня скопилось почти 90 миллиардов тонн мусора на легальных полигонах. Это примерно территория всей Московской области, заваленная пятиметровым слоем размером с 4-этажный дом чадящих отходов - источников потенциальных болезней и эпидемий. При этом в среднем в типичных областях России с населением в 1,2 миллиона человек накапливается 2,3 миллиона тонн коммунальных отходов, из которых только 50 - 70% захоранивается на легальных полигонах. Остальные отходы бросаются во дворах, в лесах, полях, на несанкционированных свалках. Основная масса твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) вывозится из городов и поселков городского типа на свалки и полигоны, занимающие в стране свыше 40 тыс. гектаров земли; кроме того, около 50 тыс. гектаров составляет площадь закрытых (заполненных) свалок и полигонов. Дополнительно ежегодно для захоронения ТКО отчуждается около 1 тыс. гектаров земельных участков.


(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 30.01.2018 N 45)


На 01.01.2020 в Смоленской области зарегистрировано 16 несанкционированных свалок, требующих рекультивации, и функционирует 14 полигонов ТКО, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов. На неорганизованных свалках, которые чаще всего устраиваются в выработанных карьерах, оврагах, заболоченных местах вблизи населенных пунктов, что недопустимо с эколого-гигиенических позиций, вместе с бумагой, полимерной, стеклянной и металлической тарой, пищевыми отходами выбрасываются лекарства с просроченным сроком годности, разбитые ртутьсодержащие термометры и люминесцентные лампы, тара с остатками ядохимикатов, лаков, красок и т.д. Нередко их называют полигонами, однако они не отвечают требованиям, предъявляемым к сооружениям по захоронению отходов, не имеют гидроизолирующего основания, препятствующего распространению токсичных загрязнений по водоносным горизонтам, на них отсутствуют водоотводящие осушительные траншеи и наблюдательные контрольные скважины. В результате сточные воды (фильтрат), которые вытекают из тела полигона в результате воздействия природных осадков и процессов в ТКО, содержат в большом объеме крайне токсичные органические и неорганические загрязнения. Неконтролируемые процессы в теле свалки приводят к формированию болезнетворной микрофлоры, также усугубляющей опасность фильтрата. При отсутствии необходимой гидроизоляции фильтрат попадает в почву, проникает в подземные воды и по водостокам - в открытые водоемы, отравляя источники водоснабжения. Токсичность фильтрата приводит к уничтожению окружающей свалку растительности. Кроме выделения фильтрата из тела свалки в атмосферу постоянно поступают газообразные продукты распада ТКО: метан, аммиак и пр. Они являются источником систематических пожаров на свалках, которые, в свою очередь, загрязняют атмосферу. Кроме того, метан является газом, способствующим разрушению озонового слоя и создающим парниковый эффект.


(в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 30.01.2018 N 45, от 13.03.2020 N 116, от 17.03.2021 N 145)


В целях снижения негативного воздействия несанкционированных свалок на окружающую среду необходимо проводить работу по их ликвидации и рекультивации территорий, на которых они расположены. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" рекультивация земель обеспечивается собственниками или арендаторами земельных участков, находящихся под свалкой. Проведение работ по рекультивации земель в соответствии с федеральным законодательством может осуществляться только при наличии утвержденной проектной документации и положительного заключения государственной экологической экспертизы и путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.


(абзац введен постановлением Администрации Смоленской области от 13.03.2020 N 116; в ред. постановления Администрации Смоленской области от 17.03.2021 N 145)


Объекты несанкционированного размещения отходов при обследовании могут быть включены в реестр объектов накопленного экологического вреда и подлежат ликвидации уже как опасные объекты. Для выявления степени опасности необходимо исследовать объекты на определение уровня их воздействия на окружающую среду, обеспечить разработку и согласование проектной документации, проведение государственной экологической экспертизы и других необходимых экспертиз.


(абзац введен постановлением Администрации Смоленской области от 13.03.2020 N 116)


В период с 2018 по 2019 год проводились обследования объектов несанкционированного размещения отходов для определения их границ. Также заключен государственный контракт на оказание услуг по разработке проектной документации по ликвидации объекта накопленного вреда окружающей среде - несанкционированной свалки, расположенной в границах города Смоленска, от 14.10.2020 N 2, переходящий на 2021 год.


(абзац введен постановлением Администрации Смоленской области от 17.03.2021 N 145)


Свалки, выявленные в границах городов, а также опасные объекты накопленного экологического вреда подлежат ликвидации и рекультивации в рамках федерального проекта "Чистая страна" в составе национального проекта "Экология".


(абзац введен постановлением Администрации Смоленской области от 13.03.2020 N 116)


Между Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации заключено соглашение о реализации регионального проекта "Чистая страна" на территории Смоленской области.


(абзац введен постановлением Администрации Смоленской области от 13.03.2020 N 116)