В Смоленской области дополнительное образование детей является неотъемлемой составляющей образовательного пространства, объединяющего в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка.
В Смоленской области дети в возрасте от 5 до 18 лет имеют возможность заниматься по более чем 7000 дополнительным образовательным программам художественной, социально-гуманитарной, физкультурно-спортивной, технической, естественно-научной, туристско-краеведческой направленностей.
В Смоленской области функционирует 98 организаций дополнительного образования детей, в которых занимаются свыше 95000 человек.
На протяжении ряда лет количество детей, занимающихся дополнительным образованием в общеобразовательных организациях, стабильно.
Количество обучающихся, занимающихся по дополнительным образовательным программам, на 31 декабря 2023 года составило 95570 человек, или 79,32 процента от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Дополнительное образование доступно для всех слоев населения и продолжает развиваться на базе школ-интернатов, детских домов, клубов по месту жительства, в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.
Дополнительное образование детей, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких как обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков. На основе дополнительного образования детей решаются проблемы обеспечения качественного образования по выбору, социально-экономические проблемы детей и семьи.
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты, сохраняется много проблем в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, их занятости во внеурочное время, которые требуют решения на областном уровне. В целях их решения с 1 января 2020 года внедрена и успешно реализуется целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей, в рамках которой:
- созданы и функционируют региональный модельный центр дополнительного образования детей и сеть муниципальных опорных центров дополнительного образования детей;
- введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система "Навигатор дополнительного образования Смоленской области", позволяющая пользователям выбирать дополнительные образовательные программы и программы спортивной подготовки с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей ребенка независимо от территориальной принадлежности;
- осуществлен переход всех муниципальных образований Смоленской области на систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, которая позволяет детям выбирать поставщиков образовательных услуг, реализующих дополнительные общеразвивающие программы, независимо от их организационно-правовой формы;
- разработаны и апробируются региональные модели выравнивания доступности дополнительных общеобразовательных программ для всех категорий обучающихся, в том числе для детей, проживающих в удаленной сельской местности;
- сформировано и осуществляет деятельность сообщество экспертов в системе дополнительного образования детей в целях повышения качества дополнительных общеобразовательных программ.
Внедрение целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей позволит обеспечить создание новых мест для занятий детей в возрасте от 5 до 18 лет в творческих объединениях и спортивных секциях, а также повысить конкурентоспособность и востребованность дополнительных общеобразовательных программ.