Пассажирооборот автомобильного транспорта общего пользования по населенным пунктам Кабардино-Балкарской Республики
Населенный пункт / муниципальный район, городской округ | млн пасс.-км | |||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
г.о. Нальчик | 315,2 | 313,1 | 324,3 | 301,5 | 292,4 | 237,1 |
г.о. Баксан | 81,1 | 79,9 | 80,0 | 81,2 | 34,7 | 31,2 |
г.о. Прохладный | 43,5 | 54,7 | 41,3 | 37,6 | 43,6 | 36,5 |
Зольский район | 41,9 | 43,8 | 44,7 | 47,2 | 33,0 | 32,6 |
Лескенский район | 16,5 | - | - | - | - | 26,3 |
Майский район | 12,7 | 9,6 | 8,2 | 9,1 | 11,5 | 13,2 |
Терский район | 46,0 | 46,3 | 48,2 | 51,8 | 44,9 | 45,1 |
Урванский район | 32,3 | 31,5 | 38,4 | 27,7 | 12,9 | 12,1 |
Эльбрусский район | 34,9 | 35,8 | 32,2 | 17,4 | 5,5 | 1,1 |
(по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по КБР) |
Существующие в сфере пассажирских перевозок проблемы затрудняют повсеместное и качественное осуществление таких перевозок.
В настоящее время большинство автотранспортных предприятий республики, допущенных к перевозкам пассажиров, не имеют достаточно оборудованных пунктов для ремонта транспортных средств (боксы, ремонтные мастерские). В результате не обеспечиваются полное выполнение обязательных регламентов содержания транспортных средств, безопасность дорожного движения и перевозок пассажиров.
Сокращение объемов реконструкции и строительства инфраструктурных объектов, а также темпов пополнения и обновления парка подвижного состава привело к значительному ухудшению технического состояния (возрастная структура, увеличение износа и т.д.) и работоспособности общественного транспорта.
Основные фонды общественного транспорта обновляются недостаточными темпами и в основном за счет внебюджетных источников. При этом в муниципальных унитарных предприятиях состояние транспортных средств остается в критическом состоянии. Значительная часть их эксплуатируется за пределами нормативного срока службы или приближается к этому сроку. Техническая эксплуатация таких транспортных средств экономически неэффективна, так как требует значительных затрат на ремонт и обслуживание.
Это влечет за собой снижение уровня безопасности транспортного процесса, рост транспортных издержек и может стать причиной возникновения дефицита провозных и пропускных возможностей в отдельных элементах транспортной системы. Как следствие, существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы общественного транспорта.
Также транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, у предприятий перевозчиков состоят из привлеченных автомобилей, принадлежащих частным лицам, что значительно снижает качество предоставления услуг перевозки пассажиров, влечет за собой нарушение графиков перевозок пассажиров, увеличение заинтересованности исключительно в максимизации дохода.
Отсутствие механизма государственной поддержки общественного транспорта приводит к отсутствию интереса транспортных предприятий к существующим малорентабельным маршрутам, наличие которых обязательно и необходимо для перевозки пассажиров. Данная ситуация складывается из-за низкого пассажиропотока на этих маршрутах, что приводит к значительному снижению интереса к маршрутам со стороны перевозчиков.
Эффективность функционирования и развития общественного транспорта напрямую зависит от квалификации работников транспортной отрасли, задействованных на всех уровнях.
В настоящее время в сфере общественного транспорта республики остро стоит проблема кадрового обеспечения. В отрасли ощущается нехватка квалифицированных водителей, рабочих, специалистов с высшим и средним специальным образованием. Значительно снизился уровень их профессиональной подготовки.
Существовавшая государственная система повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов практически не функционирует. С появлением на предприятиях транспортного комплекса принципиально новой техники, внедрением новых инновационных технологий появилась необходимость в специалистах современного уровня. Для эффективной организации производства требуются новые знания в области управления и маркетинга.
Проблема квалификации кадров тесно связана с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья населения. Снижение уровня профессиональной подготовки водителей и ремонтных рабочих способствует росту дорожно-транспортных происшествий.
Состояние общественного транспорта в Кабардино-Балкарской Республике требует перехода на качественно новый уровень развития, отвечающий требованиям инновационной экономики, повышения качества, доступности и безопасности предоставления транспортных услуг населению.
Значительной проблемой в деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси является то, что перевозки осуществляются исключительно частными предприятиями и индивидуальными предпринимателями. Независимо от технического оснащения транспортных средств условия предоставления услуг извоза и обеспечение безопасности находятся на низком уровне.