ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 августа 2014 года N 227-р


О КОНЦЕПЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА


В целях обеспечения высоких темпов роста экономики, реализации кластерных проектов в производственных и инновационных сферах Курганской области:

1. Утвердить Концепцию кластерной политики Курганской области на период до 2030 года (далее - Концепция) согласно приложению к настоящему Распоряжению.

2. Департаменту экономического развития, торговли и труда Курганской области разработать и представить на утверждение Правительству Курганской области план мероприятий по реализации Концепции.

3. Органам исполнительной власти Курганской области, осуществляющим отраслевое либо межотраслевое управление, направить в Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области предложения в план мероприятий по реализации Концепции.

4. Контроль за выполнением настоящего Распоряжения возложить на заместителя Губернатора Курганской области - директора Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области.


Временно исполняющий обязанности
Губернатора Курганской области
А.Г.КОКОРИН



Приложение
к Распоряжению
Правительства
Курганской области
от 12 августа 2014 года N 227-р
"О Концепции кластерной политики
Курганской области на период
до 2030 года"


КОНЦЕПЦИЯ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА


Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Современные условия развития экономики характеризуются ускорением глобализации и обострением конкурентной борьбы не только между компаниями и странами, но и между регионами. Территории конкурируют между собой за рынки сбыта, инвестиции, кадровый и интеллектуальный потенциал, что требует применения новых инструментов поддержания и повышения конкурентоспособности регионов.

Кластерная политика нацелена на формирование эффективных механизмов государственно-частного партнерства, содействие усилению конкурентоспособности производственной и научно-технологической цепочки в части производства конкретной готовой продукции, включая взаимодействие поставщиков, потребителей, исследовательских и сервисных организаций.

Реализация кластерной политики будет способствовать росту конкурентоспособности экономики Курганской области за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, расширением доступа к инновациям, технологиям, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных проектов и продуктивной конкуренции.

Настоящая Концепция кластерной политики Курганской области на период до 2030 года (далее - Концепция) определяет принципы, цели и содержание кластерной политики Курганской области, а также основные направления и порядок реализации мер государственной поддержки, предоставляемой предприятиям и организациям, объединяющим свои усилия в целях реализации совместных (кластерных) проектов и иных действий, повышающих их совокупную конкурентоспособность.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

В Концепции используются следующие основные термины и определения.

Кластер - это взаимосвязанные организации, постоянно совершенствующие свои конкурентные преимущества, географически сконцентрированные и объединенные общей сферой деятельности. Основные признаки кластера:

- концентрация на определенной территории совокупности специализированных предприятий, занимающих определенное место в общей производственной цепи;

- наличие кооперации внутри кластера;

- наличие сильных конкурентных позиций внутри кластера и внутрикластерной конкуренции;

- наличие высококвалифицированных кадров и высокого научно-технического потенциала в организациях кластера;

- экспортный потенциал организаций кластера.

Протокластер - совокупность организаций, обладающая неполным перечнем признаков кластера.

Кластерная политика Курганской области (далее - кластерная политика) - система государственных мер и механизмов поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности экономики Курганской области, предприятий, организаций, входящих в кластер, - участников кластера.

Участник кластера - хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), входящий в состав кластера. Участие в кластере осуществляется в форме кластерных инициатив и кластерных проектов.

Кластерная инициатива - как отдельные, так и совместные организованные усилия участников кластера, органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных и исследовательских организаций, направленные на увеличение роста и конкурентоспособности конкретного кластера на определенной территории.

Кластерный проект - проект, направленный на развитие кластера путем объединения некоторых или всех участников кластера, целесообразный для всех участников кластера.

Кластерный подход - совокупность приемов и способов развития экономики Курганской области через создание условий для формирования и развития кластеров.

Кластерная инфраструктура - совокупность субъектов экономики, способствующих деятельности кластеров, включая предоставление услуг по инициированию, разработке и сопровождению кластерных проектов, реализуемых в целях повышения конкурентоспособности Курганской области.

Организация содействия развитию кластера - формализованная управленческая структура, объединение участников кластера, которое может существовать в форме коммерческой организации, некоммерческого партнерства или саморегулируемой организации для ведения операционной деятельности по формированию и развитию кластера, объединения усилий и ресурсов его участников для разработки программы развития кластера и кластерных проектов.

Раздел III. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ

Целью реализации кластерной политики является повышение конкурентоспособности экономики Курганской области, ее отдельных сфер и отраслей, а также содействие переходу к экономике знаний.

В рамках реализации поставленной цели основными задачами кластерной политики являются:

- оценка потенциала экономики Курганской области для создания кластеров;

- разработка необходимой нормативно-правовой и методической базы;

- формирование соответствующей инфраструктуры;

- создание благоприятных условий для формирования и развития кластерных проектов и кластерных инициатив.

Основными принципами кластерной политики являются:

- принцип согласованности;

- принцип открытости;

- принцип добровольности;

- принцип хозяйственной самостоятельности;

- принцип приоритета проектов развития.

Раздел IV. ПОТЕНЦИАЛ КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В основе формирования кластерной политики Курганской области находится вопрос о наличии специфических конкурентных преимуществ территории. Решение этого вопроса подразумевает:

- описание географического положения и природно-климатических условий Курганской области;

- описание административно-территориального устройства Курганской области;

- описание базового инфраструктурного обеспечения Курганской области;

- описание производственного потенциала Курганской области;

- описание развития малого и среднего предпринимательства в Курганской области;

- описание трудовых ресурсов Курганской области;

- описание научно-исследовательского и инновационного потенциала Курганской области;

- свод конкурентных преимуществ и рисков развития экономики Курганской области в рамках Концепции.

Курганская область расположена на территории Уральского федерального округа, занимая центральное положение. Граничит с Тюменской, Челябинской и Свердловской областями, а также Республикой Казахстан.

Площадь Курганской области составляет 71,5 тыс. кв. км, протяженность с запада на восток - 430 км, с севера на юг - 290 км. Территория Курганской области занимает 0,4% территории России и 4% территории Уральского федерального округа.

Климат резко континентальный. Метеорологические условия нестабильны. Самый холодный месяц - январь (в среднем - 18°С), самый теплый - июль (в среднем - 19°С). Среднегодовое количество осадков составляет 300 - 400 мм.

Курганская область является одним из уранодобывающих регионов России, запасы бентонитовых глин составляют более 20% запасов России. Шадринское месторождение минеральных вод считается уникальным в Уральском федеральном округе.

Таблица 1. Природные ресурсы и их добыча в Курганской области

Вид полезного ископаемого

Запасы ресурса

Годовая добыча (2012 г.)

Уран

18023 т

525,7 т

Бентонитовые глины

23067 тыс. т

88,5 тыс. т

Стекольные пески

439 тыс. т

-

Железные руды

около 4 млрд т

-

Вольфрам-молибденовые руды

WO3 - 50 тыс. т
Mo - 17 тыс. т

-

Титан-циркониевые россыпи

8 - 15 тыс. т

-

Лечебные грязи

17398,26

364 куб. м

Камни строительные

157144 тыс. куб. м

390 тыс. куб. м

Кирпично-черепичное сырье

68984 тыс. куб. м

44 тыс. куб. м

Песок строительный

75585 тыс. куб. м

140 тыс. куб. м

Торф

19558 тыс. куб. м

-


Курганская область расположена в лесостепной зоне. Земли сельскохозяйственного назначения занимают 4529,6 тыс. га, или 63,3%. Преобладают почвы черноземные, выщелоченные, часть территории занимают солонцы, осолоделые почвы и солоди. Болотная растительность развита преимущественно на севере по междуречьям, где находятся основные ресурсы торфа.

Общая площадь лесного фонда составляет более 1,8 млн га, или 25,3% от площади Курганской области. Основные лесообразующие породы: хвойные насаждения - 25%, мягколиственные - 74%. Разрешенный объем заготовки древесины составляет 2 млн куб. м в год.

Почти вся территория расположена в бассейне реки Тобол, и лишь восточные районы относятся к Тобол-Ишимскому междуречью и являются бессточной зоной. В Курганской области протекает 449 водотоков общей протяженностью 5175 км, насчитывается 2943 озера общей площадью 3000 кв. км, что составляет 4% от площади Курганской области. Некоторые из них по минералогическим свойствам воды соответствуют лучшим природным здравницам России и мира - состав воды озера "Медвежье" аналогичен воде Мертвого моря. Крупнейшие реки: Тобол, Миасс, Исеть.

Курганская область в административно-территориальном отношении состоит из 24 муниципальных районов и 2 городских округов. Административный центр - г. Курган, промышленный, научный и культурный центр Курганской области. На территории Курганской области расположено 9 городов, 6 поселков городского типа, 419 сельских администраций.

Транспортная система Курганской области представлена железнодорожным, автомобильным, воздушным и трубопроводным транспортом.

Общая протяженность железнодорожных путей по Курганской области составляет 809 км. Проходящая через область железная дорога является составной частью Транссибирской железнодорожной магистрали. Курган является транспортным узлом, железные дороги расходятся по 4 направлениям: западное, восточное, южное и северо-западное.

Общая протяженность автомобильных дорог - 12484,7 км, из них 62,9% составляют дороги с твердым покрытием. Недостаток качественных автомобильных дорог тормозит социально-экономическое развитие в районах области.

По территории области проходят 5 нефтепроводов, 3 продуктопровода и 2 газопровода общей протяженностью более 3 тыс. км.

Приграничное положение и развитая дорожная инфраструктура позволяют положительно оценивать перспективы создания в Курганской области транспортно-логистического центра.

В перспективе развития энергетического комплекса Курганской области возможно появление малых генерирующих мощностей на территории города Кургана.

Современная система газоснабжения Курганской области состоит из инфраструктуры газотранспортных сетей природного газа и инфраструктуры объектов газоснабжения сжиженным газом. Поставками сжиженного газа охвачено 26 муниципальных образований, или 100%, природным - 14 районов Курганской области: Белозерский, Варгашинский, Далматовский, Каргапольский, Катайский, Кетовский, Мишкинский, Мокроусовский, Сафакулевский, Шадринский, Шатровский, Шумихинский, Щучанский, Юргамышский и 2 города областного подчинения: Курган и Шадринск. Отсутствует газоснабжение в восточной части Курганской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»