Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2012 - 2017 ГОДЫ (с изменениями на: 30.05.2017)


 1. Краткий анализ ситуации


В сфере семейной и демографической политики в Республике Хакасия сложилась следующая ситуация.

Численность населения Республики Хакасия на 01.01.2012 по оценке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия, составила 532,2 тыс. человек, в том числе в городских поселениях - 359,2 тыс. человек, в сельской местности - 173,0 тыс. человек.

В течение трех последних лет происходит прирост численности населения и по сравнению с 2010 годом численность населения увеличилась на 886 человек (с 2009 года - на 641 человека).

Число родившихся, зарегистрированных в 2011 году, составило 8013 человек (в 2010 году - 8014 человек, в 2009 году - 8062 человека).

Показатель общей рождаемости составил 15,1 человека на 1000 человек населения, что несколько выше уровня 2010 года (в 2009 году - 15,0 человека на 1000 человек населения).

Несмотря на повышение уровня рождаемости, в республике наблюдается сокращение числа детей и подростков в возрасте до 18 лет, снижается численность и доля детей в общей структуре населения.

Существующая система государственных минимальных социальных гарантий, в том числе в сфере государственной поддержки семей с детьми, не обеспечивает равных гарантий для семей, имеющих детей. Так, размер государственного ежемесячного пособия на ребенка в республике, выплачиваемого семьям со среднедушевым доходом, не превышающим прожиточного минимума, в 2012 году с индексацией составляет 227,72 рубля.

Ежемесячные пособия по уходу за ребенком выплачиваются за счет федерального бюджета только до полутора лет. Закон Республики Хакасия от 09.07.2012 N 61-ЗРХ "О внесении изменений в статью 2 Закона Республики Хакасия "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Хакасия" устанавливает ежемесячную денежную выплату в размере 3000 рублей, назначаемую на третьего либо последующего ребенка в возрасте от полутора до трех лет, рожденного после 1 января 2013 года. Данный Закон касается незначительной части семей с детьми, и право на получение данной выплаты наступит лишь с середины 2014 года.

Важным фактором, оказывающим влияние на уровень жизни семьи, является безработица. В 2011 году численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 4,7 тыс. человек, в том числе 1435 человек составляли родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов.

Низкие доходы семей с детьми являются одним из факторов семейного неблагополучия. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей за содержание и воспитание детей. Высоким остается количество разводов, неполных семей, внебрачных рождений детей. Так, в 2011 году количество разводов составило 2748 случаев (2007 год - 2801 случай), количество неполных семей - 19,0 тыс. (2007 год - 24,7 тыс.), количество внебрачных рождений детей - 2112 случаев (2007 - 2659 случаев).

Несмотря на некоторое снижение в последние годы количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число детей данной категории на начало 2012 года составляло 4012 человек, или 3,6% от числа детей, проживающих в Республике Хакасия, при этом большую часть составляют социальные сироты.

В Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года одной из главных задач является обеспечение достойного уровня и качества жизни населения. Практически все социальные программы региона, в первую очередь, долгосрочная целевая программа "Дети Хакасии (2011 - 2013 годы)" направлены на решение задач по улучшению качества жизни детей и семей с несовершеннолетними детьми, профилактику детского и семейного неблагополучия в целях предупреждения социального сиротства.

Принят дополнительный комплекс мер для многодетных семей, однако наиболее острой для семей с детьми остается жилищная проблема. Так, на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоят 557 многодетных семей.

Дальнейшее развитие получила система социального обслуживания семьи и детей, которой принадлежит важная роль в профилактике семейного и детского неблагополучия. В 2011 году в республике функционировали 13 отделов социальной помощи семье и детям в органах социальной поддержки населения, а также 7 республиканских учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Наблюдается рост удельного веса несовершеннолетних, получивших услуги в социально-реабилитационных учреждениях республики, к общему количеству детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в социальной реабилитации, с 33,1% в 2007 году до 58,2% в 2011 году (2007 год - 987 человек, 2011 год - 680 человек).

За последние 5 лет в 2,5 раза сократилось число выявленных и поставленных на учет в органах социальной защиты семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, - с 1517 семей в 2007 году до 599 семей в 2011 году.

В целом удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения в 2011 году в республике составил 1,0% и уменьшился по сравнению с 2007 годом в 2,6 раза (2007 год - 2522 ребенка, 2011 год - 1164 ребенка).

Отмечается стабильное снижение уровня подростковой преступности - с 10,6% в 2007 году до 7% в 2011 году, соответственно, снизилось число несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел, - с 1450 детей в 2007 году до 775 в 2011 году.

Однако очевидно, что эффективность работы всех субъектов системы профилактики с неблагополучными семьями недостаточна для сохранения ребенка во всех возможных случаях в его родной семье. В основном, организация работы с неблагополучной семьей всех субъектов профилактики в настоящее время направлена на оказание профилактической помощи семье на поздних этапах ее неблагополучия, когда в большинстве случаев основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав.

Отсутствие стандартов оказания помощи семьям на ранней стадии семейного неблагополучия, высокая нагрузка на имеющихся специалистов не позволяют эффективно использовать технологии социальной реабилитации на ранней стадии семейного неблагополучия, оказывать действенную квалифицированную помощь в предотвращении лишения родительских прав.